Функции делового общения – залог надежного сотрудничества
Деловое общение — это сложный и многоплановый процесс. Его целью является улучшение взаимодействия между людьми и решение различных задач, увеличивающих эффективность коммуникаций. Функции делового общения позволяют разделить этот процесс на несколько хорошо проработанных разделов. Благодаря чему можно понять, в чем особенности этого способа обмена информацией между партнерами. А также, как именно организации могут настроить такой способ обмена информацией между сотрудниками и лидерами компаний.
Что такое деловое общение
Деловым общением можно назвать процесс определенного взаимодействия между людьми. Участники ориентируются на достижение конкретной задачи, при этом личность собеседника для всех считается значимой.
В деловом общении есть специфические особенности в виде регламентированных ограничений, а также «писанных» и «неписанных» правил поведения, которых необходимо придерживаться для соблюдения официального статуса. Это принято называть деловым этикетом и его задача — помочь формированию отношений, которые будут способствовать взаимопониманию людей.
Регламентированность выражается в особенном внимании к речи говорящего, из-за чего создаются готовые речевые формулы, предназначенные для этикетных ситуаций приветствия, введения в курс дела, просьб, благодарности и прочего.
Общение следует рассматривать в качестве взаимодействия, и чтобы оно проходило правильно, у него должны быть отмечены следующие этапы:
- формирование мотива — создание цели, определение необходимости переговоров и их значимости;
- установка контакта — представление себя другим участникам разговора, понимание собеседников;
- обмен информацией;
- обсуждение проблемы;
- решение проблемы;
- завершение контакта;
- анализ итогов.
Поскольку деловое общение построено на партнерских началах, оно способно повысить эффективность работы коллектива, увеличить его трудовую и творческую производительность, что позволяет считать его важной частью рабочего процесса.
Три главные функции делового общения
Принятая классификация функций делового общения:
- перцептивная — процесс восприятия друг друга во время диалога;
- информационная — обмен данными между партнерами;
- интерактивная — обозначает все взаимодействия, совершаемые во время общения.
Далее можно выделить три основные функции:
- Аффективно-коммуникативная. Характеризует понимание другого человека в процессе разговора. Направлена на рефляцию эмоций, за счет чего может произойти как сближение, так и отторжение, в зависимости от возникших эмоциональных состояний.
- Информационно-коммуникативная. Обмен информацией между участниками диалога. При этом люди стараются понять общий смысл сказанного, обмениваются не только значениями, но и эмоциями. Что возможно лишь в том случае, если обе стороны принимают и осознают поступающую информацию. Однако могут возникать коммуникативные барьеры социального или психологического характера.
- Регуляционно-коммуникативная. Процесс регуляции поведения для построения организации деятельности по ходу взаимодействия. Возможно влияние практически на все составляющие деятельности собеседников, вроде целей, мотивов, проектов, способов принятия решений. Присутствует взаимная корректировка поведения и стимуляция к действию.
В процессе общения люди узнают и воспринимают друг друга, затем обмениваются информацией и на ее основе выстраивают взаимодействие. В функциях делового общения заложен успех производственных отношений.
Чтобы деловая коммуникация в итоге не провалилась, следует придерживаться этико-психологических правил, присущих этому стилю, а именно:
- соблюдать принцип, по которому будут создаваться все условия для творческой реализации сотрудника;
- придерживаться принципа полномочий и ответственности, согласно которому будет регламентировано деловое общение в рамка обязанностей и прав в соответствии со статусом;
- использовать достаточную и качественную информацию;
- проявлять целесообразность в решениях;
- владеть лингвистическими особенностями языка и обладать тактикой общения;
- учитывать индивидуальные качества собеседника.
При соблюдении правил и зная особенности всех функций делового общения, можно выстроить равноправное и длительное сотрудничество, основанное на ответственности и доверии.