Возрастная психология: структура и задачи науки
Возрастная психология — одно из направлений в психологии, которое исследует этапы развития человеческой психики, а также формирование личностных качеств и их особенностей на протяжении всей жизни индивида. В том числе и его способности к усвоению новых знаний в зависимости от возраста, а также основные факторы, оказывающие значительное влияние на развитие, динамику и закономерности протекающих психических процессов. Объектами изучения данной науки являются: дети, подростки, юноши, взрослые люди и пожилые
Основные разделы возрастной психологии
Эту область психологии принято обозначать такими понятиями как:
- генетическая психология, с более углубленным изучением детской логики, интеллекта, особенностей мышления ребенка, формирования таких базовых понятий как пространство и время;
- возрастная психология, которая более детально и планомерно изучает особенности психики ребенка и взрослого человека, их соответствие возрасту;
- психология развития, почти полностью сконцентрированная на процессах психического развития.
Предметами возрастной психологии являются:
- динамика и условия онтогенеза психики индивида;
- общие тенденции и основополагающие закономерности;
- активность человека;
- индивидуальные особенности формирования и развития эмоциональных, познавательных и волевых психических процессов.
Возрастной психологией ведется планомерное изучение функций психики и личности на всех этапах человеческой жизни.
В основном рассматривается структура, включающая в себя три главных раздела этой науки:
- Период изучения детской психологии от рождения до 17 лет.
- Психология взрослого и зрелого возраста.
- Психология пожилого возраста (геронтология).
Изучается понятие возраста — периода развития человека, для которого характерны специфические особенности формирования организма и его параметры.
Детской психологией исследуются психологические особенности индивидов в соответствии с возрастом:
- новорожденных и младенцев (от рождения и до года);
- раннего возраста (от 1 года до 3-х лет);
- дошкольного возраста (от 3-х лет до 6 или 7 лет);
- младшего школьного возраста (с 6 лет и до 12).
Проблемы и особенности детского возраста изучены наиболее полно. Учеными представлено большое число исследований и теорий, так как весьма продолжительное время возрастную психологию рассматривали как детскую.
Подростковая психология проводит работу с индивидами в нескольких группах:
- от начала их полового созревания (от 11–12 лет до 15 лет);
- старшими подростками (от 15 до 17 лет);
- юношами и девушками (от 17 до 19 лет).
Психологией зрелости изучаются следующие периоды жизни человека: молодость, ранняя, средняя и поздняя зрелость. В отличие от четко ограниченных по возрасту периодов, рассматриваемых детской психологией, границы данных разделов довольно размыты.
Возрастная психология: методы и задачи науки
Научные исследования во всех разделах возрастной психологии могут осуществляться с помощью таких методов как:
- внешнее или внутреннее наблюдение;
- моделирование психики — исследование протекающих процессов, их свойств и психических состояний индивида;
- эксперимент — с целью проявления нужных экспериментатору качеств, испытуемый помещается в ситуации, создаваемые искусственно;
- устные или письменные опросы, тесты
- сравнительные исследования — сопоставление полученных данных близнецов, а также норм и патологий.
Благодаря научным методам возрастной психологии, планомерному изучению и наблюдению индивидов различного возраста, появилась возможность исследования социального развития их личности, а также духовного, когнитивного и нравственного. Кроме того, даются характеристики условий, динамики и механизмов развития человеческой психики в целом. Методы полностью соответствую запросам современного общества и основаны на последних достижениях науки.
Первостепенной задачей возрастной психологии принято считать изучение личности индивида на различных возрастных этапах жизни, а также изменения основательных, качественных и стабильно качественных характеристик его психики и поведения.
К актуальным теоретическим задачам возрастной психологии относят:
- определение особенностей, связанных с возрастом индивида, изучение возникновения, становления, деградации таких психических процессов как память, восприятие, внимание;
- изучение возрастных возможностей;
- исследование механизмов и их движущих сил, определяющих уровень психического развития человека;
- основные этапы развития психики в онтогенезе;
- контроль развития личности человека в реальных условиях.
Практическими задачами возрастной психологии являются:
- создание систематического наблюдения за психическим развитием и здоровьем детей;
- оказание родителям помощи в нестандартных или конфликтных ситуациях;
- психологическое сопровождение в кризисные периоды;
- организация учебных процессов, позволяющих добиться их максимальной эффективности в любом возрасте.
Возрастная психология дает оценку психологическим характеристикам человека.
Сравнивает особенности функциональных возможностей, его способность быстрой адаптации к психоэмоциональным нагрузкам и влиянию внешней среды с возможностями других индивидов.