Личность и общество

Возрастная психология: структура и задачи науки

Возрастная психология — одно из направлений в психологии, которое исследует этапы развития человеческой психики, а также формирование личностных качеств и их особенностей на протяжении всей жизни индивида. В том числе и его способности к усвоению новых знаний в зависимости от возраста, а также основные факторы, оказывающие значительное влияние на развитие, динамику и закономерности протекающих психических процессов. Объектами изучения данной науки являются: дети, подростки, юноши, взрослые люди и пожилыевозрастная психология

Основные разделы возрастной психологии

психология людей разного возраста

Эту область психологии принято обозначать такими понятиями как:

  • генетическая психология, с более углубленным изучением детской логики, интеллекта, особенностей мышления ребенка, формирования таких базовых понятий как пространство и время;
  • возрастная психология, которая более детально и планомерно изучает особенности психики ребенка и взрослого человека, их соответствие возрасту;
  • психология развития, почти полностью сконцентрированная на процессах психического развития.

Предметами возрастной психологии являются:

  • динамика и условия онтогенеза психики индивида;
  • общие тенденции и основополагающие закономерности;
  • активность человека;
  • индивидуальные особенности формирования и развития эмоциональных, познавательных и волевых психических процессов.

Возрастной психологией ведется планомерное изучение функций психики и личности на всех этапах человеческой жизни.

В основном рассматривается структура, включающая в себя три главных раздела этой науки:

  1. Период изучения детской психологии от рождения до 17 лет.
  2. Психология взрослого и зрелого возраста.
  3. Психология пожилого возраста (геронтология).

Изучается понятие возраста — периода развития человека, для которого характерны специфические особенности формирования организма и его параметры.

Детской психологией исследуются психологические особенности индивидов в соответствии с возрастом:

  • новорожденных и младенцев (от рождения и до года);
  • раннего возраста (от 1 года до 3-х лет);
  • дошкольного возраста (от 3-х лет до 6 или 7 лет);
  • младшего школьного возраста (с 6 лет и до 12).

Проблемы и особенности детского возраста изучены наиболее полно. Учеными представлено большое число исследований и теорий, так как весьма продолжительное время возрастную психологию рассматривали как детскую.

Подростковая психология проводит работу с индивидами в нескольких группах:

  • от начала их полового созревания (от 11–12 лет до 15 лет);
  • старшими подростками (от 15 до 17 лет);
  • юношами и девушками (от 17 до 19 лет).

два поколенияПсихологией зрелости изучаются следующие периоды жизни человека: молодость, ранняя, средняя и поздняя зрелость. В отличие от четко ограниченных по возрасту периодов, рассматриваемых детской психологией, границы данных разделов довольно размыты.

Возрастная психология: методы и задачи науки

возрастная психология

Научные исследования во всех разделах возрастной психологии могут осуществляться с помощью таких методов как:

  • внешнее или внутреннее наблюдение;
  • моделирование психики — исследование протекающих процессов, их свойств и психических состояний индивида;
  • эксперимент — с целью проявления нужных экспериментатору качеств, испытуемый помещается в ситуации, создаваемые искусственно;
  • устные или письменные опросы, тесты
  • сравнительные исследования — сопоставление полученных данных близнецов, а также норм и патологий.

Благодаря научным методам возрастной психологии, планомерному изучению и наблюдению индивидов различного возраста, появилась возможность исследования социального развития их личности, а также духовного, когнитивного и нравственного. Кроме того, даются характеристики условий, динамики и механизмов развития человеческой психики в целом. Методы полностью соответствую запросам современного общества и основаны на последних достижениях науки.

Первостепенной задачей возрастной психологии принято считать изучение личности индивида на различных возрастных этапах жизни, а также изменения основательных, качественных и стабильно качественных характеристик его психики и поведения.

К актуальным теоретическим задачам возрастной психологии относят:

  • определение особенностей, связанных с возрастом индивида, изучение возникновения, становления, деградации таких психических процессов как память, восприятие, внимание;
  • изучение возрастных возможностей;
  • исследование механизмов и их движущих сил, определяющих уровень психического развития человека;
  • основные этапы развития психики в онтогенезе;
  • контроль развития личности человека в реальных условиях.

конфликт поколений

Практическими задачами возрастной психологии являются:

  • создание систематического наблюдения за психическим развитием и здоровьем детей;
  • оказание родителям помощи в нестандартных или конфликтных ситуациях;
  • психологическое сопровождение в кризисные периоды;
  • организация учебных процессов, позволяющих добиться их максимальной эффективности в любом возрасте.

Возрастная психология дает оценку психологическим характеристикам человека.

Сравнивает особенности функциональных возможностей, его способность быстрой адаптации к психоэмоциональным нагрузкам и влиянию внешней среды с возможностями других индивидов.

Особенности возрастной психологии — видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button