Современные технологии воспитания — что это и как они применяются
Современные технологии воспитания используются для того чтобы воздействовать на процессы развития и обучения ребенка. Технологии должны оказывать влияние на сознание, поведение и реакции ученика для достижения им обозначенных в программе обучения целей и создания такой личности, какая сможет нормально функционировать в обществе.
Что такое «технология воспитания»
Чтобы ребенок получил необходимые навыки и опыт, его необходимо целенаправленно обучать. Педагогические технологии позволяют обеспечить получение знаний по заранее отработанной методике, тонко направляя развитие в нужное русло.
У современных технологий воспитания присутствуют следующие элементы:
- диагностирование и целеполагание;
- проектирование и конструирование;
- организационно-деятельностный компонент;
- контрольно-управленческий компонент.
Помимо системного компонента, важное значение играет и содержательный. Именно от него зависит, насколько современная технология воспитания будет развивающей, информативной, личностно-ориентированной, традиционной или продуктивной.
В содержание воспитательных технологий входят:
- научно обоснованные социализированные требования;
- анализ ситуации с последующей постановкой цели;
- передача систематизированного социального опыта;
- оценка учащегося;
- создание условий для творчества.
Соответственно, технологии воспитания могут быть на философской основе и включать в себя материализм, прагматизм, гуманизм и антропософию. Также они основываются на научных концепциях, поэтому ученики смогут подробнее изучить особенности поведения, деятельности, интериоризацию и НЛП. Последней пункт классификации технологии воспитания — категория объекта. Он может быть индивидуальным, групповым, коллективным или массовым.
Главная особенность воспитательных технологий — возможность точно воспроизвести цепочку воспитатель-ученик. Вместе с пошаговым анализом это позволяет добиться нужных результатов.
Современные технологии воспитания — типы и их особенности
Перед любым педагогом всегда стоит задача овладения актуальными технологиями. Из-за этого они должны оставлять минимальное пространство для экспромта.
Основные типы воспитательных технологий, применяемых педагогами:
- Технология диалога. Она позволяет скоординировать общение группы людей, например, класса или аудитории, позволяет обсуждать проблемы и искать решения конфликтов.
- Технология воспитания. В основном несет в себе идею гуманизации. Главная цель — пробуждение в ученике человеческих достоинств: добра, честности, храбрости, благородства и т. д. посредством продуманных действий учителя, когда каждый его поступок нацелен на становление этих качеств в личностях учеников.
- Технология с системно-деятельностным подходом. Основная цель здесь относится к приобщению учеников к системе общечеловеческих ценностей и созданию основы для самостоятельного усвоения новых знаний, зарождения тяги к саморазвитию.
- Технология «информационного зеркала». Направлена на родителей. Основная цель — повышение педагогической грамотности людей, освещение проблем определенных возрастных категорий по принципу «Не навреди!».
У любой современной технологии воспитания если определенная область, цели, для достижения которых она используется, такие как:
- Цели, установленные государственной политикой.
- Социально-воспитательные цели.
- Цели развития конкретного учебного заведения.
- Цели, планируемые в качестве развития для личности учащегося.
Огромную роль в развитии личности играет не педагог, а семья. Активное участие родителей и постоянная поддержка могут помочь в создании всесторонне развитой личности.
Особенно важно, чтобы родители были знакомы с основами педагогики для создания полноценной системы воспитания детей как будущих членов общества.