Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
Создание гармоничной личности, ее духовно-нравственное воспитание взаимосвязаны с семьей, социумом, всем окружающим миром. Большая роль отводится исторической эпохе, которая формирует в сознании человека нравственные идеалы.
Национальный воспитательный идеал
Любое воспитание ориентируется на образ авторитетной личности, имеющей влияние на социум. В древней Руси таким идеалом служил образ Иисуса Христа. Православие обеспечивало духовно-нравственное единство народа.
В XVIII столетии Россия стала имперской державой. Появился новый идеал, ставший «слугой царя и Отечества». Был взят ориентир на подготовку профессионалов для госаппарата.
Советское время
В советское время правящая партия властвовала над гражданином, борясь с его религиозным сознанием. Жизненный смысл сводился к вере в коммунистическое будущее и служение компартии. Однако, именно Советский Союз сформировал высоконравственный педагогический идеал.
Страна показала примеры массового патриотизма и беззаветного служения Родине.
Современная Россия
Более двух десятков лет назад в РФ произошла смена нравственных устоев, что оказало пагубное влияние на самосознание россиян, на отношение между людьми. Нарушилось духовное единство общества. Поменялись жизненные принципы молодого поколения, произошло разрушение традиционных для государства морали и нравственности. Народ потерял ценностные ориентиры.
Сегодня духовность в России находится в кризисном состоянии. А поскольку на территории страны проживает множество разных национальностей, то цель духовно-нравственного воспитания – сберечь многообразие культур. Приоритетная задача – консолидация народа.
Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России
Данная идея разработана как основа реализации ФГОС. Цель проекта – определить методы воспитания личности, выделить их, как главную направленность в образовательном процессе.
Концепция регулирует взаимосвязь:
- семьи;
- детских образовательных учреждений;
- СМИ;
- кружков творческого развития;
- организаций религиозного характера.
Духовно-нравственное воспитание и его национальные ценности
Традиционные ценности любой нации передаются от родителей к детям.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности выделяет истоки нравственности:
- семья;
- народ;
- трудовая деятельность;
- наука;
- творчество;
- искусство;
- религиозная жизнь;
- природа и др.
Ценность педагога
В плане педагогики основной ценностью должна стать ценность Учителя. Важно повысить статус и материальное обеспечение педагога. Данная профессия должна стать престижной для молодежи, а Учитель должен быть уважаемой личностью.
Проблема духовно-нравственного воспитания
Значимые темы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения:
- культура общения;
- ответственность;
- трудолюбие;
- бережное обращение с природными ресурсами;
- благополучные семейные отношения;
- работа над собой.
Однако, если ребенок видит на улице, в кругу семьи, на экране телевизора другое, то он перестает верить педагогу. Поэтому важно с раннего детства учить малыша доброму. Его необходимо приучать к самокритике, сочувствию, любви к людям, животному миру, природе.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Подрастающее поколение должно уважать свое наследие и культуру других народов.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников закладывается в раннем возрасте. Так, знакомство с фольклором у ребенка происходит в семье. Детский сад, а позднее школа поддерживают данную традицию.
Фольклор помогает развить эстетический взгляд, выработать метафорическое мышление при помощи образов русских сказок, увеличить словарный запас ребенка.
Воспитание школьников
Личностные черты человека формируются в социуме. Прежде всего – в общеобразовательных школах. Министерство образования должно всячески поддерживать духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Усвоенное в раннем школьном возрасте имеет большую психологическую устойчивость.
Базовой задачей школ является воспитание патриотов страны, раскрытие способностей юных россиян, подготовка их к взрослой жизни в мире высоких технологий.
Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должны развивать следующие черты:
- Привязанность личности к Отчизне.
- Любовь к родной речи.
- Верность Родине в самые трудные моменты.
Таким образом, ведущая тема в образовании – это воспитание детей в духовно-нравственном ключе. Такой подход станет залогом личного, общественного и государственного благополучия.