Функции воспитания в деле формирования личности
Функции воспитания напрямую влияют на процесс социализации и самого воспитания. Это система направленных воздействий, направленных на формирование определенных качеств личности и черт характера. Благодаря этому, человек приобщается к своей культурной среде, чтобы вскоре стать полноценным членом социума.
Какие бывают функции воспитания
Воспитание является двусторонним процессом, в котором задействованы обе стороны: ученик и учитель. Воспитатель выступает в качестве организатора и руководителя.
Современная педагогика выделяет следующие функции, а именно:
- образовательную;
- культурологическую;
- гуманистическую;
- духовно-нравственную;
- развивающую;
- вочеловечивание.
В процессе формирования личности это приводит к:
- принятию определенных установок;
- организации воспитательной деятельности, формирующей личность воспитуемого;
- определению целей и пониманию важных человеческих ценностей;
- проведению профилактической работы, устраняющей появление возможности негативного влияния на развитие.
Воспитание человека и его развитие связаны между собой диалектически. Они влияют друг на друга, однако первое зависимо от второго, поскольку именно развитие определяет методику, содержание и направленность воспитания. Воспитание всегда должно быть определяющим, это необходимо для того, чтобы личность стала полноценной и создавала тем самым ориентиры для остальных.
Функции воспитания в разборе
Образовательная функция воспитания формирует социально-личностные компетенции учащихся. В первую очередь, такие как самореализация, саморазвитие, целостная идентификация. Формируются морально-этические, профессионально-трудовые, социально-гражданские, художественно-эстетические, эколого-валеологические и коммуникативные компетенции, приводящие к личностному самосовершенствованию.
Развивающая функция приводит к целенаправленному развитию личности ребенка. Это развитие разделено на несколько фаз:
- Адаптация. Воспитанник усваивает мысли, образы, ценности и нормы, актуальные в текущем социуме. Также проходит овладение формами и средствами деятельности.
- Индивидуализация. В этот период индивиду приходится столкнуться с дилеммой между необходимостью быть «таким как все», и собственным желанием свободы. Стремление к персонализации приводит человека к поиску средств обозначения индивидуальности. Таковыми могут стать субкультуры.
- Интеграция. Простыми словами — это противоречие, когда индивид стремится быть идеально представленным в обществе, и потребностью общности в принятии и культивировании только тех индивидуальных особенностей, которые нужны ему в данный момент времени. С другой стороны, это также оказывает влияние на развитие личности.
Процесс воспитания способен воспроизвести в человеке лишь устоявшиеся человеческие качества.
Вочеловечивание в воспитании означает формирования и развитие у ребенка чувства сопереживания или эмпатии. Данное качество личности отвечает за способность при помощи чувств проникать в переживания других людей, разделять их. Фактически, это возможность «поставить себя на место другого» и увидеть ситуацию его глазами. Помимо указанного, данная функция отвечает за: гуманность, любовь к людям, человечность (отзывчивость, достоинство, доброту).
Гуманистическая функция в процессе воспитания способствует формированию таких качеств как: уважение к людям, забота, восприятие человеческой личности как высшей ценности. Гуманизм признается основой нравственного воспитания личности, при этом он остается одной из главных проблем общества.
Культурологическая функция — проводник к источнику знаний об обществе. Просматривается в различных вариантах поведения, деятельности, отношения к остальным людям и сообществам. В процессе ребенок должен пройти через процесс формирования культуры своей личности, а также установить жизненное и профессиональное самоопределение.
Функция духовно-нравственного воспитания формирует в ребенке личность, его индивидуальность. Разные способы воспитания позволяют различными способами давать ребенку возможность духовно-нравственной самореализации.
Заключение
У указанных функций воспитания присутствуют определенные задачи. Они предназначены для создания определенных черт характера и формирования личности человека. Если один из компонентов выпадет, вполне возможно появление различных девиаций поведения или неоднозначных реакций на события. Родители также должны принимать активное участие в воспитании ребенка, помимо профессиональных педагогов.
Только при всестороннем взаимодействии становится возможным создание гуманистического общества, где каждый человек сможет найти правильные идеалы и реализовать свои возможности.