Дети

Функции воспитания в деле формирования личности

функции воспитанияФункции воспитания напрямую влияют на процесс социализации и самого воспитания. Это система направленных воздействий, направленных на формирование определенных качеств личности и черт характера. Благодаря этому, человек приобщается к своей культурной среде, чтобы вскоре стать полноценным членом социума.

Какие бывают функции воспитания

учитель и ученикиВоспитание является двусторонним процессом, в котором задействованы обе стороны: ученик и учитель. Воспитатель выступает в качестве организатора и руководителя.

Современная педагогика выделяет следующие функции, а именно:

  • образовательную;
  • культурологическую;
  • гуманистическую;
  • духовно-нравственную;
  • развивающую;
  • вочеловечивание.

родительские функции воспитания

В процессе формирования личности это приводит к:

  • принятию определенных установок;
  • организации воспитательной деятельности, формирующей личность воспитуемого;
  • определению целей и пониманию важных человеческих ценностей;
  • проведению профилактической работы, устраняющей появление возможности негативного влияния на развитие.

Воспитание человека и его развитие связаны между собой диалектически. Они влияют друг на друга, однако первое зависимо от второго, поскольку именно развитие определяет методику, содержание и направленность воспитания. Воспитание всегда должно быть определяющим, это необходимо для того, чтобы личность стала полноценной и создавала тем самым ориентиры для остальных.

Функции воспитания в разборе

родительское воспитаниеОбразовательная функция воспитания формирует социально-личностные компетенции учащихся. В первую очередь, такие как самореализация, саморазвитие, целостная идентификация. Формируются морально-этические, профессионально-трудовые, социально-гражданские, художественно-эстетические, эколого-валеологические и коммуникативные компетенции, приводящие к личностному самосовершенствованию.

развивающая функция воспитания

Развивающая функция приводит к целенаправленному развитию личности ребенка. Это развитие разделено на несколько фаз:

  1. Адаптация. Воспитанник усваивает мысли, образы, ценности и нормы, актуальные в текущем социуме. Также проходит овладение формами и средствами деятельности.
  2. Индивидуализация. В этот период индивиду приходится столкнуться с дилеммой между необходимостью быть «таким как все», и собственным желанием свободы. Стремление к персонализации приводит человека к поиску средств обозначения индивидуальности. Таковыми могут стать субкультуры.
  3. Интеграция. Простыми словами — это противоречие, когда индивид стремится быть идеально представленным в обществе, и потребностью общности в принятии и культивировании только тех индивидуальных особенностей, которые нужны ему в данный момент времени. С другой стороны, это также оказывает влияние на развитие личности.

Процесс воспитания способен воспроизвести в человеке лишь устоявшиеся человеческие качества.

Вочеловечивание в воспитании означает формирования и развитие у ребенка чувства сопереживания или эмпатии. Данное качество личности отвечает за способность при помощи чувств проникать в переживания других людей, разделять их. Фактически, это возможность «поставить себя на место другого» и увидеть ситуацию его глазами. Помимо указанного, данная функция отвечает за: гуманность, любовь к людям, человечность (отзывчивость, достоинство, доброту).

Гуманистическая функция в процессе воспитания способствует формированию таких качеств как: уважение к людям, забота, восприятие человеческой личности как высшей ценности. Гуманизм признается основой нравственного воспитания личности, при этом он остается одной из главных проблем общества.

получение знанийКультурологическая функция — проводник к источнику знаний об обществе. Просматривается в различных вариантах поведения, деятельности, отношения к остальным людям и сообществам. В процессе ребенок должен пройти через процесс формирования культуры своей личности, а также установить жизненное и профессиональное самоопределение.

Функция духовно-нравственного воспитания формирует в ребенке личность, его индивидуальность. Разные способы воспитания позволяют различными способами давать ребенку возможность духовно-нравственной самореализации.

Заключение

У указанных функций воспитания присутствуют определенные задачи. Они предназначены для создания определенных черт характера и формирования личности человека. Если один из компонентов выпадет, вполне возможно появление различных девиаций поведения или неоднозначных реакций на события. Родители также должны принимать активное участие в воспитании ребенка, помимо профессиональных педагогов.

Только при всестороннем взаимодействии становится возможным создание гуманистического общества, где каждый человек сможет найти правильные идеалы и реализовать свои возможности.

Секреты воспитания гениальных детей — видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button