Особенности делового общения: важная часть расширения сферы сотрудничества
Человек, вступающий в коммуникацию с другими людьми, может наблюдать их вербальные и невербальные взаимодействия. Особенности делового общения выражаются в виде официальных или связанных с производством монологов и диалогов, определенных речевых конструкций и иных служебных контактов.
Современные основы делового общения
Использование новых технических средств человеческих коммуникаций расширяет возможности общения. С помощью телефона, факса или электронной почты можно значительно сократить время на подготовку заседаний, конференций или селекторных совещаний. Служебные отношения развиваются в интересах общего дела и строятся с учетом взаимных запросов, что является важным фактором повышения трудовой и творческой активности в коллективах.
Многогранность особенностей делового общения наиболее заметна при проведении переговоров между партнерами, характеризуется монологической и диалогической разновидностями.
Многостилевая дифференциация устной официально-деловой речи построена на максимально точном воплощении мысли и приводимых в ходе выступлений доказательств.
Монологическая речь имеет много видов, например, она может быть:
- приветственной, поздравительной (при проведении торжественных мероприятий);
- рекламной (с продвижением товара или определенной акции);
- информационной (ознакомительной);
- докладом (на конференции, научном заседании, по результатам комиссии).
К диалогическим разновидностям относятся деловые разговоры и беседы, интервью официальных и общественных лиц данные им для государственных и частных СМИ, непосредственные контакты на конференциях и совещаниях, общение между бизнес-партнерами по телефону.
Письменными вариантами деловых связей считаются многочисленные служебные документы. Среди них — акты, отчеты, докладные записки, приказы, инструкции, справки, распоряжения.
Особенности делового общения: формы и принципы
Для решения служебных и профессиональных вопросов часто используют групповые виды общения. Это съезды, собрания и совещания, которые проводятся с информативной целью или для принятия решений. Их творческий формат предусматривает консультации по наиболее перспективным направлениям, а также презентации новых идей.
К организации совещаний (контактным или дистантным) предъявляют определенные требования по этике. Они позволяют отрегулировать отношения между всеми участниками, согласно которым приглашения должны быть отправлены в письменном виде и содержать личные обращения. Организаторам или ответственным необходимо создать комфортные условия для всех присутствующих — достаточную освещенность, возможность записывать информацию.
К особенностям делового общения относят и тот факт, что все, участвующие в нем стороны, выступают в своих официальных статусах, что подразумевает строгое соблюдение ролевых амплуа.
От формально-ролевого стиля отношений зависит формирование деловых связей по вертикали, которые регулируются правилами субординации. По горизонтали деловые связи регулируются в виде равноценных партнерских отношений.
Все они обусловлены принципами делового общения, главными из которых являются:
- вежливость и доброжелательный настрой;
- внимание к окружающим, изучение их точки зрения;
- адекватная реакция на высказанные участниками критические замечания;
- грамотная речь;
- соответствие одежды, принятому в организации или во время проведения мероприятия, деловому дресс-коду.
Соответствие выбранного общения деловому стилю, позволяет создать оптимальный вариант позитивной рабочей обстановки, с динамичным развитием взаимосвязей между всеми партнерами.