Ненасильственное общение: соединение на уровне сердец
Ненасильственное общение, NVC (NonViolent Communication) или ННО — концепция, которую создал во второй половине ХХ века американский психолог Маршалл Розенберг. В качестве основы, он указал способность каждого человека к эмпатии, осознанному сопереживанию эмоционального состояния других людей. В ННО нет побуждений к определенным действиям и поступкам. Развитие уважительных отношений планируется с учетом сотрудничества и способствует взаимно обогащающим творческим процессам.
Особенности общения без насилия
Именно потому, что М. Розенберг был участником миротворческих миссий в Хорватии, Руанде, на Ближнем Востоке, и являлся специалистом по ведению переговоров, он построил свою методику общения на понимании потребностей собеседников и сопереживанию им.
Во многих странах мира есть образовательные центры по изучению NVC, созданные Розенбергом, метод ненасильственного общения даже преподают в школах. Однако освоить его можно и самостоятельно. Стоит лишь внимательно прочесть книгу «Ненасильственное общение. Язык жизни», написанную прогрессивным американским психологом.
Использовать полученные знания можно будет для следующих целей:
- налаживания и улучшения общения с детьми и коллегами по работе;
- бесед с руководителями, непосредственно в рабочих процессах, обучающих структурах и заведениях;
- организации деятельности людей, оказавшихся в различных экстремальных ситуациях;
- проведения переговоров с преступными или асоциальными личностями.
Приемы и способы NVC универсальны, так как с их помощью можно лучше понять собеседников. Овладев этими навыками, любой человек может общаться, просить, делать замечания без пассивной или скрытой агрессии.
Ненасильственное общение: самоуважение и равные возможности
Методы NVC помогают человеку выразить себя, быть способным слышать других, а также устранять конфликты, сосредотачиваясь на том, что он наблюдает, чувствует, чего хочет, о чем и как просит.
Основная цель достижения полного единения с собой — сделать правильный выбор, позволяющий ощутить внутреннюю свободу в жизни, профессиональных и личных делах.
Чувства людей обуславливают их потребности и нужды. Если они удовлетворены, то будет преобладать радость, если нет — злость. Поэтому, чтобы вести конструктивный диалог, человек должен, прежде всего, понять потребности собеседника, быть готовым проникнуться его чувствами.
Ему потребуется выстроить беседу таким образом, чтобы в ней были задействованы все четыре компонента, предложенные М. Розенбергом:
- Наблюдение. Первое, чему необходимо научиться — правильно оценивать ситуацию. Смотреть на нее как бы со стороны, не скрашивать собственными эмоциями и не осуждать происходящее, воспринимать все без навешивания ярлыков, исключить собственное мнение.
- Чувства. Нужно не только понять состояние и принять эмоциональный опыт, но и дать им правильные названия. Исходя из этого, человек, точно описывая происходящее, может добиться разрешения конфликтной ситуации. Однако, большинство людей, при общении избегают описывать свои ощущения и чувства. Они опасаются, что станут открытыми и особенно уязвимыми, им могут причинить боль.
- Потребности. При определении главных потребностей, люди должны назвать свои цели, ценности и устремления, рассуждать о том, в чем они нуждаются, а не о том, почему другие неправильно себя ведут.
- Просьба. Человеку важно понять, что ему необходимо для удовлетворения потребностей. Чтобы правильно сформулировать просьбу, нужно следовать рекомендациям. Говорить только о том, в чем он испытывает нужду. Исключить употребление обезличенных предложений.
С помощью навыков, свойственных ненасильственному общению, человек может соединиться с собой. Разобраться с тем, как он живет, о чем думает и к чему стремится.
Каждый может наладить свою жизнь, путем постепенных личностных изменений, а также переработкой межличностных и социальных отношений.