Общение и влияние

Метод беседы в психологии — один из способов получения информации

метод беседы в психологииМетод беседы в психологии довольно разносторонний, так как в ходе общения используются много приемов. В зависимости от типа коммуникации, реципиентом могут предоставляться различные данные, из-за чего этот метод нередко используется в практической психологии, при консультативной или диагностической работе.

При помощи правильно поставленного разговора, психолог не только узнает что-то от пациента, но и выступает своеобразным воспитателем, пытается в чем-то убедить или информировать своего собеседника.

Что из себя представляет метод беседы в психологии

беседаБеседа — один из наиболее специфичных и эффективных методов в психологии, особенно когда дело касается получения информации. По мере разговора, люди все лучше воспринимают друг друга, свое «Я» и окружение. Общение очень тесно связано с наблюдением, и невербальные знаки позволяют собрать опытному специалисту куда больше данных, чем слова.

Неравенство собеседников также оказывает влияние на структуру беседы. Именно врач является инициативной стороной, задает тему разговора, тщательно формулирует вопросы. Психологу необходимо обладать хорошей эрудицией, терпением, коммуникабельностью и умением располагать к себе собеседников, чтобы расслабить человека и позволить ему высказываться свободно, выступая как бы «наставником».

метод беседы в психологииИ все равно, в психологии метод беседы не всегда срабатывает идеально, так как требуется принимать во внимание возможную неискренность. Ведь далеко не всегда люди готовы делиться сокровенными подробностями личной жизни. Причин здесь много, от нежелания показать себя с плохой стороны, до непонимания целей разговора.

Для врача беседа представляется как шахматная партия. Ему нужно правильно построить начало беседы, чтобы максимально расположить к себе собеседника.

Помимо этого, специалист должен демонстрировать интерес к личности, проблемам и мнению человека, но одновременно с этим избегать открытого согласия или несогласия. Наблюдение за мимикой, позами и жестами дает о нем дополнительную информацию.

Виды беседы

управляемая беседа

Существует два варианта проведения беседы:

  1. Управляемая.
  2. Неуправляемая.

У каждого представленного типа есть свои особенности и ситуации, в которых тот или иной вид беседы окажется наиболее эффективным для сбора данных. Например, в течение управляемой беседы, психолог начинает принимать активное участие в разговоре, старается установить эмоциональный контакт с пациентом.

неуправляемая беседаВ случае с неуправляемой беседой, инициатива отдается респонденту, предоставляя ему возможность «выговорить» все причины для беспокойства. Психолог старается не вмешиваться, наблюдает и корректирует дальнейшую стратегию проведения беседы.

Оба варианта рекомендованы в психологии как эффективный метод беседы. Специалисту следует поддерживать раппорт, стараться соблюсти чистоту исследования и не позволять нерелевантным влияниям оказывать воздействие на субъект. Разрушить связь могут неосторожные внушения со стороны психолога, обернутые в неудачную шутку, приказ или успокоение.метод беседы в психологии

В зависимости от преследуемой цели, типы бесед бывают следующими:

  • терапевтическая;
  • экспериментальная (для проверки новых гипотез);
  • автобиографическая;
  • сбор информации о личности или знакомых;
  • телефонный разговор.

Интервью могут относиться как к методам беседы, так и к методам опроса.

Стили ведения беседы

нерефлексивная беседа

Выделяется два стиля ведения разговора:

  1. Рефлексивный. Психолог принимает участие в речевом взаимодействии. Как правило, этот стиль используется, если у респондента низкий уровень коммуникативных навыков. Характеризуется использованием уточняющих вопросов, перефразированием, а также отражением чувств пациента словами психолога. Для завершения диалога применяется резюмирование, когда подытоживаются мысли и чувства говорящего.
  2. Нерефлексивный. Психолог использует минимальное количество слов и мимики, необходимых для коммуникации с собеседником. Прием подходит, когда нужно дать пациенту выговориться и обсудить волнующие темы.

Эффективность беседы во многом зависит от культуры респондента и психолога. Соблюдая все правила ведения диалога, опытный специалист может безошибочно определить причины проблем у клиента, и помочь ему.

Метод беседы в психологии ( 9 способов убеждать людей) — видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button