Главные задачи и методы личностно-ориентированной психотерапии
Личностно-ориентированная психотерапия (или реконструктивная) — одна из методик практической психологии, целью которого является реорганизация нарушенной системы отношений человека с окружающим миром. Наибольшую эффективность проявляет при лечении различных неврозов.
Основные задачи
Пограничные психические состояния лечат с помощью личностно-ориентированной психотерапии. Неврозы формируются в раннем детстве, под влиянием недостатка любви к ребенку или ее избытка. Последующие нарушения и сбои в определенных секторах жизни провоцируют у человека развитие конфликтных ситуаций с другими людьми или приводят к частым конфликтам с самим собой.
Во время сеансов большое значение имеет уровень взаимоотношений между пациентом и психотерапевтом. Его анализ может быть очень важен для проведения в дальнейшем необходимых коррекционных мероприятий.
Для выполнения намеченных планов специалист обязан провести исследование и изучение личности клиента.
Его базовая задача — учесть все изменения, происходящие в личностных структурах пациента, и установить:
- особенности и интенсивность эмоционального отклика;
- все аспекты мотивации;
- специфику формирования взаимоотношений с другими людьми;
- систему отношений, ее свойства и структуру.
Психотерапевт должен выявить этиопатогенетические механизмы, прямо или косвенно способствующие развитию патологий и их симптомов. В процессе проведения психотерапевтических сеансов, пациенту необходимо осознать зависимость расстройства от его системы отношений, понять все причинно-следственные связи.
Методы, используемые специалистом при проведении личностно-ориентированной психотерапии, должны быть эффективными и давать возможность пациенту решить имеющуюся проблему, скорректировать все нежелательные реакции и изменить в лучшую сторону неадекватное поведение.
Личностно-ориентированная психотерапия: этапы
После установления всех случаев, негативно отразившихся на способности пациента адекватно реагировать на возникшую конфликтную ситуацию и вызвавших сбои в деятельности нервной системы, переходят к обязательным этапам:
- Организация психотерапевтического союза. Собирается анамнез, и выделяются сферы с затрудненными построениями отношений. Особое внимание уделяется повторяющимся нецелесообразным стратегиям поведения в момент возникновения проблемных ситуаций. Устанавливается распространение непродуктивной стратегии на различные сферы жизни. Выявляется связь между обострениями симптомов и усилением травмирующей психику ситуации. Благодаря этим действиям, пациент должен хотя бы частично согласиться с психогенной природой заболевания.
- Заключение психотерапевтического контракта. Пациент знакомится с описанием терапии, главными целями и сроками ее проведения. Информация дается в сокращенном и адаптированном виде, чтобы избежать программирования пациента.
- Диагностика. Выявление дополнительных целей (мишеней). Возможны несколько подходов. Например, концентрация на симптоматике или проработка проблемной ситуации с нею связанной, работа над актуальной психотравмой или на более ранней, аналогичной.
- Телесно-ориентированная психотерапия. С помощью амплификации (усиления) проводится отреагирование — сознательный выход сдерживаемых ранее эмоций для разрядки внутреннего напряжения.
- Арттерапия. Пациент еще дальше дистанцируется от симптомов и разотождествляется с ними. В ходе работы проясняется ранее вытесненная часть, связанная с внутренним психическим конфликтом.
- Проработка фокального конфликта. Осознание пациентом мотивов и тенденций патологии с помощью техники внутриличностного столкновения.
- Интеграция. Принятие неосознаваемых ранее моментов. Изменение смысла сторон, лежащих в основе конфликта.
Во время проведения личностно-ориентированной психотерапии, пациент постепенно начинает понимать истинные истоки патологического расстройства.
Коррекция нарушенных отношений и закрепление новых проводится на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях.