Этические принципы общения — что необходимо знать каждому
Общение — неотъемлемая часть жизни любого человека. Причем она также подчиняется особым правилам, благодаря которым становится легче наладить разговор. Этические принципы общения определяют нормы нравственного поведения и речи во время разговора. Люди должны соответствовать конкретным моральным ориентирам, зависящим от культуры и национальности. Если кто-то из участников беседы отказывается в их соблюдении, то это может привести к ссорам или же просто неприятным ощущениям. В любом случае, на плодотворный диалог рассчитывать в этом случае не придется.
Об этических принципах разговора часто забывают, тогда как с другой частью — различными поздравлениями, приветствиями, прощаниями знакомы абсолютно все. В деловой среде этика общения щедро сдобрена формальностями и несколько иным подходом к себе и окружающим, однако в целом отличия незначительны.
Этические принципы общения — правила, обязательные к соблюдению
Главный принцип этического общения — «относись к людям так как хочешь чтобы они относились к тебе». Из-за этого человек должен проявлять в разговоре определенные качества, а потом подтверждать их на деле.
Итак, что необходимо показывать при разговоре:
- альтруизм — желание пожертвовать чем-либо во имя другого человека;
- добродетельность — установление добрых отношений с людьми;
- справедливость;
- соблюдение равенства между людьми;
- требовательность к себе и выполнению морального долга у окружающих.
Таким образом в общении создается доверие между людьми, что позволяет наладить равный и полезный диалог. Однако согласно этическим принципам общения предъявляются требования даже к манере речи — необходимо, чтобы она была краткой и максимально содержательной, понятной всем. При этом она должна быть вежливой. И хотя некоторым людям не особенно нравится такая манера разговора, но это лишь из-за особенностей характера самого человека.
Пунктуальность — один из самых главных принципов этического общения. В деловой среде это считается нормативным поведением.
Специалист, вовремя выполняющий свои обязанности, становится тем человеком, которому можно доверять, в отличие от работника, постоянно срывающего сроки.
Также стоит выделить 5 основных принципов этического общения:
- Чтить конфиденциальность. Не стоит болтать слишком много и раскрывать чужие секреты. Нужно уважать личную жизнь других людей и не распространять различные сплетни.
- Проявлять любезность и доброжелательность. Нельзя думать только о себе. Надо общаться приветливо и терпеливо со всеми своим коллегами и начальниками. Но это не значит, что с ними действительно необходимо поддерживать дружбу.
- Иметь правильный внешний вид. Следует подбирать аксессуары и одежду таким образом, чтобы вписываться в рабочее окружение.
- Уметь писать и говорить правильно. Необходимо исключить речевые ошибки в письме и речи, также нежелательно употреблять бранные слова — даже если они будут обычной цитатой, окружающие могут неправильно подумать и оценить говорящего.
- Иметь мотивы общения. Они могут быть эмоционально положительными (порадовать, заинтересовать, помочь понять), нейтральными (объяснить что-то), отрицательными (выражение возмущения плохим поступком, гнев, вызванный несправедливостью). Все это можно отнести к этическому общению.
В соответствии с требованиями, основанными на принципах этического общения, человеку рекомендуется быть скромным, сохранять уважительное отношение к другим людям и их мнению.
Что не является этическим общением
Этическое общение означает гуманизацию, честность и понимание интересов собеседника. Необходимо соблюдать моральные принципы, поскольку здесь они идут рука об руку. В некоторых случаях человек может иметь низкие мотивы (стремится обмануть), и тогда разговор нельзя считать этическим, даже если он приемлемо оформлен с точки зрения речи и соблюдения других принципов.