Общение и влияние

Манипулятивное общение – особая форма межличностного общения

Одним из наиболее распространенных, но редко распознаваемых, психологи считают манипулятивное общение. Его используют в профессиональной деятельности том-менеджеры, работники сферы обслуживания, педагоги.манипулятивное общение

В обычной жизни манипуляциями активно пользуются:

  • дети по отношению к родным и наоборот;
  • друзья, мужья и жены в отношении друг друга.

К манипулятивному характеру взаимодействия многие относятся негативно. Это связано с тем, что человеку навязывают определенный стиль поведения без его ведома. Но всегда ли манипуляции несут вред, можно ли их распознать и как ними пользоваться – обо всем этом подробно далее.

Влияние цели манипулятора на объект

 

воздействие педагога на учеников

Пример положительной манипуляции – воздействие педагога на учащихся с целью:

  • развития уровня образованности;
  • вырабатывания навыка любознательности;
  • самообучения.

Положительный характер может иметь:

  1. Влияние более опытных коллег, административного персонала на нового работника с целью передачи необходимых для работы знаний.
  2. Влияние родителей на собственных детей с воспитательной целью, привитию привычек, необходимых для адекватного поведения в обществе.

Таким образом, характер манипуляции в общении напрямую зависит от цели, которую планирует достичь субъект (манипулятор). При этом, объектом называют человека, на которого оказывается влияние. Если целью манипулятора является деморализация, унижение, преднамеренное перекладывание обязанностей и ответственности, то влияние считают негативным.

Положительная манипуляция характеризуется наличием созидательной цели.

Манипулятивное общение и виды его воздействия

манипулятивное воздействиеСпецифика грамотного воздействия на объект заключается в том, что действия манипулятора практически незаметны, но носят эффективный характер. При этом, манипулирующий поступками или сознанием человек получает личную выгоду за счет других.

Выделяют 4 вида воздействия:

  1. При неосознанном человек на подсознательном уровне понимает итоговый результат и смысл действий, но смутно (чаще всего применяется в личном взаимодействии).
  2. Под осознанным личность четко видит цель, осознает влияние и принимает его для достижения результата (допустимо в деловой среде).
  3. При коммуникационном давление оказывается при помощи речевых приемов, оборотов (вовлечение в спор, принуждение к диалогу).
  4. При поведенческом управление осуществляют посредством смоделированных ситуаций, действий.

Неприязнь по отношению к манипулятору проявляется за счет достижения ним определенных результатов «чужими руками» или перекладывании последствий на другого человека.

Кроме различных видов влияния, субъекты используют активные способы и приемы.

Способы влияния

манипуляция человекомЧтобы объект откликнулся на просьбу, манипуляторы затрагивают его чувства, эмоции, предпочтения.

Во время диалога воздействующий на сознание человек использует не факты и аргументы, а взывает к различным, не имеющим отношения к делу, факторам:

  • личной жалости (приведение примеров человеческого великодушия, склонение к желанию помочь ввиду тяжелых жизненных обстоятельств, собственного состояния здоровья, сильной занятости);
  • всеобщей выгоды (склонение к выполнению действий для общего блага);
  • любви, привязанности (вместо обоснования причины взывают к дружеским, любовным, родственным отношениям);
  • публичному мнению (привлечение мнения большинства в свою поддержку);
  • физической расправе (если объект не выполнит просьбу, к нему применят силу);
  • личному самомнению (используют похвалу, комплименты в надежде на ответное расположение).

Как распознать манипуляции и не поддаваться им — видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button