Манипулятивное общение – особая форма межличностного общения
Одним из наиболее распространенных, но редко распознаваемых, психологи считают манипулятивное общение. Его используют в профессиональной деятельности том-менеджеры, работники сферы обслуживания, педагоги.
В обычной жизни манипуляциями активно пользуются:
- дети по отношению к родным и наоборот;
- друзья, мужья и жены в отношении друг друга.
К манипулятивному характеру взаимодействия многие относятся негативно. Это связано с тем, что человеку навязывают определенный стиль поведения без его ведома. Но всегда ли манипуляции несут вред, можно ли их распознать и как ними пользоваться – обо всем этом подробно далее.
Влияние цели манипулятора на объект
Пример положительной манипуляции – воздействие педагога на учащихся с целью:
- развития уровня образованности;
- вырабатывания навыка любознательности;
- самообучения.
Положительный характер может иметь:
- Влияние более опытных коллег, административного персонала на нового работника с целью передачи необходимых для работы знаний.
- Влияние родителей на собственных детей с воспитательной целью, привитию привычек, необходимых для адекватного поведения в обществе.
Таким образом, характер манипуляции в общении напрямую зависит от цели, которую планирует достичь субъект (манипулятор). При этом, объектом называют человека, на которого оказывается влияние. Если целью манипулятора является деморализация, унижение, преднамеренное перекладывание обязанностей и ответственности, то влияние считают негативным.
Положительная манипуляция характеризуется наличием созидательной цели.
Манипулятивное общение и виды его воздействия
Специфика грамотного воздействия на объект заключается в том, что действия манипулятора практически незаметны, но носят эффективный характер. При этом, манипулирующий поступками или сознанием человек получает личную выгоду за счет других.
Выделяют 4 вида воздействия:
- При неосознанном человек на подсознательном уровне понимает итоговый результат и смысл действий, но смутно (чаще всего применяется в личном взаимодействии).
- Под осознанным личность четко видит цель, осознает влияние и принимает его для достижения результата (допустимо в деловой среде).
- При коммуникационном давление оказывается при помощи речевых приемов, оборотов (вовлечение в спор, принуждение к диалогу).
- При поведенческом управление осуществляют посредством смоделированных ситуаций, действий.
Неприязнь по отношению к манипулятору проявляется за счет достижения ним определенных результатов «чужими руками» или перекладывании последствий на другого человека.
Кроме различных видов влияния, субъекты используют активные способы и приемы.
Способы влияния
Чтобы объект откликнулся на просьбу, манипуляторы затрагивают его чувства, эмоции, предпочтения.
Во время диалога воздействующий на сознание человек использует не факты и аргументы, а взывает к различным, не имеющим отношения к делу, факторам:
- личной жалости (приведение примеров человеческого великодушия, склонение к желанию помочь ввиду тяжелых жизненных обстоятельств, собственного состояния здоровья, сильной занятости);
- всеобщей выгоды (склонение к выполнению действий для общего блага);
- любви, привязанности (вместо обоснования причины взывают к дружеским, любовным, родственным отношениям);
- публичному мнению (привлечение мнения большинства в свою поддержку);
- физической расправе (если объект не выполнит просьбу, к нему применят силу);
- личному самомнению (используют похвалу, комплименты в надежде на ответное расположение).