Компоненты общения: главные структуры
В процессе общения происходит установление и развитие контактов, обмен информацией между людьми. Компоненты общения представлены в виде структур —коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Компоненты коммуникативной взаимосвязи
Согласно концепции представленной А.Н. Леонтьевым, советским психологом, философом и педагогом, компонентами общения в виде коммуникативной взаимосвязи являются:
- предмет общения — партнер как субъект;
- потребность в общении — одна из главных социальных человеческих потребностей, выражающая стремление к самопознанию, оценке других людей и их достижений;
- действия в процессе общения — единицы или полноценные акты, которые направлены в адрес собеседника и его ответы;
- задачи и цели коммуникативной деятельности;
- продукты, получаемые в результате общения — образования духовного или материального характера.
Общение на уровне обмена информацией можно рассматривать лишь в том случае, если коммутатор (тот, кто адресует сообщение другому собеседнику) и реципиент (тот, кто ее принимает) используют речь в качестве средства общения.
Также это возможно, если значения всех жестов, слов и других знаков, в том числе и письменных, одинаковой степени известны всем участникам коммуникативной взаимосвязи.
В процессе общения, человек может не только передавать информацию, но и отслеживать при этом реакцию партнеров на его сообщение или поведение. Такой механизм называется обратной связью, которая может быть непосредственной (прямой) и косвенной (завуалированной).
Виды коммуникативных барьеров
Высказывая свое мнение или сообщая важную информацию, человек надеется, что собеседники его слова поймут верно. Но так бывает не всегда. Существуют так называемые смысловые или коммуникативные барьеры — психологические препятствия, мешающие пониманию информации, передаваемой между участниками. К компонентам общения относятся барьеры трех типов: понимания, социально-психологических различий и отношений.
Есть несколько барьеров понимания:
- фонетический — невыразительная, монотонная речь, нечеткое произношение слов, ускоренный ритм, обилие слов-паразитов;
- стилистический — несоответствие выбранного стиля ситуации или состоянию собеседника;
- семантический — различия в словарных запасах участников, возможное недопонимание из-за многозначности слов;
- логический — когда партнер не видит логической связи между высказываниями или считает некоторые утверждения абсурдными.
Социально-психологические барьеры возникают в случае аналогичных различий между собеседниками. Включают религиозные, социальные и профессиональные отличия. Могут привести к развитию конфликтной ситуации.
Барьер отношений зависит от отношения участников беседы к говорящему. Если его авторитет достаточно высокий, барьер исчезнет, а вся сказанная информация будет усвоена правильно.
Компоненты общения: интерактивная и перцептивная структуры
Взаимодействие партнеров в момент организации совместной деятельности, и в дальнейшем, при ее осуществлении и влиянии на чувства, мнения и установки друг друга, считают интерактивной стороной общения. При этом учитываются цели каждого, их мотивы и виды осуществляемых взаимодействий. Они могут быть представлены как содружество, конфликт или конкуренция.
Перцептивной стороной общения рассматривается характеристика процессов восприятия одним собеседником другого, осуществляется его познание, расшифровка внешних данных. От точности полученных при этом результатов и сделанных выводов, зависит успешность совместных или согласованных действий.
Процесс оценки партнера на основании его особенностей происходит при задействовании таких механизмов как:
- идентификация, эмпатия, аттракция;
- рефлексия;
- каузальная атрибуция.
Дети гораздо острее воспринимают внешние данные другого человека, чем взрослые. Они также оценивают прическу, одежду, форму очков. По выражению лица могут судить об эмоциональном состоянии человека, однако жесты для них значат меньше.