Авторитарный стиль общения: необходимая целесообразность или пережиток прошлого
Авторитарный стиль общения относится к деловым видам коммуникаций и подразумевает взаимодействие между людьми по принципу вертикали — все решения принимает руководитель, мнение своих сотрудников он не учитывает. Лидер не только отдает приказы, но и указывает подчиненным границы их компетентности.
Руководителю с авторитарным стилем общения хочется единолично решать, какие задачи должен выполнять трудовой коллектив в целом и каждый из работников в отдельности. Чаще всего он подавляет инициативу подчиненных и склонен считать свои профессиональные знания и умения лучшими. Обычно старается не сталкиваться с эрудированными и высококвалифицированными служащими и рабочими. По возможности старается от них избавиться, так как считает, что они представляют реальную угрозу его авторитету.
Характеристика авторитарного стиля общения
Если руководителем организации является человек целеустремленный и жесткий, скорее всего, его стиль общения будет авторитарным. Также, им может быть выстроена иерархическая лестница, с большими привилегиями для избранных. Требования для остальных — четкое выполнения всех задач, поставленных перед ними руководством, наличие строгой дисциплины.
Тем не менее, у такого стиля руководства и общения есть свои положительные стороны:
- оперативное принятие решений;
- единые и выверенные управленческие действия;
- сокращенное время на переход от одной деятельности к другой;
- четкость и точность выполнения заданий.
Насаждаемое в коллективе авторитарное общение имеет ряд недостатков:
- полное отсутствие инициативы, так как любые начинания рядовых служащих и работников рассматриваются, прежде всего, как нарушения ранговых устоев;
- большинство служащих ощущают неудовлетворенность результатами своего труда;
- бюрократический произвол, бездушие и формализм в отношениях.
Авторитарное общение не всегда снижает эффективность и комфортность деловых отношений. Все зависит от личности самого руководителя, его человеческих и профессиональных качеств.
Многие руководители, искренне уважают каждого работника в коллективе, их мнение считается авторитетным. Но они прибегают к авторитарному стилю общения, так как считают его наиболее целесообразным.
Авторитарный стиль общения в воспитании детей
Любящие родители, отдающие предпочтение авторитарному стилю в общении со своими детьми, часто оказываются правы. Они во многом являются для них наглядным примером, вызывают уважение и восхищение своей уверенностью и силой воли. Дети копируют их, сами стараются быть такими же решительными, собранными и дисциплинированными, стремятся к успеху, хорошо учатся в школе.
Если родители постоянно демонстрируют недовольство своими детьми, провоцируют с ними конфликты, предъявляют трудновыполнимые требования, то взаимопонимание между ними будет нарушено.
Общение с позиции авторитарности, в этом случае, будет подавлять волю ребенка. Или он воспримет происходящее как стимул к действию и начнет общаться в подобном ключе, что обязательно негативно отразится на его будущем.
Авторитарный стиль общения в педагогике
Педагоги, выбравшие общение с учащимися с ограничивающими их во многом установками, как правило, отличаются большой избирательностью по отношению к ним. У таких педагогов много запретов, они слишком часто ставят ученикам отрицательные оценки.
Чрезмерная строгость и наказания — характерные черты обучающего процесса у педагогов с авторитарным стилем общения. Им нужно лишь послушание и для этого они готовы применять различные воспитательные меры.
Авторитарное общение приводит к высокой конфликтности и общему негативному восприятию детьми. Они начинают испытывать тревогу и чувство незащищенности. Это создает неблагоприятные условия для осуществления полноценного воспитательного процесса.