Эстетическое воспитание подрастающего поколения: методология, возрастные особенности
Эстетическое воспитание в педагогической науке — это формирование умений воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире. У молодого поколения вырабатывается система критериев при помощи, которых оценивается эстетика различных объектов.
Правильно заложенное в детстве эстетическое восприятие помогает в будущем создавать прекрасные вещи, внедрять принцип эстетизма в повседневную жизнь. Тяга к красоте способствует развитию творческих способностей ребенка, формирует художественный вкус.
Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью культуры человека в целом. Оно выступает катализатором развития духовности, индикатором поведения человека в социуме. Отсутствие глубоких эстетических установок находят отражение в образе действий, которые противоречат общим гуманитарным принципам.
Цели и задачи
Человек глубоко проникнутый чувством прекрасного переносит критерии эстетизма не только на неодушевленные предметы, но и на отношения с окружающими. Эстетика чувств способствует укоренению идей гуманизма, духовности, нравственности.
Цель эстетического воспитания школьников – способствовать формированию всесторонне развитой личности, развивать художественный вкус.
К первоочередным задачам эстетического воспитания относят:
- Аккумулирование в сознании впечатлений о прекрасном.
- Формирование художественного вкуса.
- Развитие познавательного интереса к явлениям и предметам, входящим в фонд мировой культуры.
- Стимулирование тяги к творчеству.
Методы и средства
Для формирования у детей системы эстетических ценностей используют традиционную триаду методов – наглядные, словесные, практические. Помимо этого, существуют также специальные методики.
Они направлены на развитие эстетических взглядов посредством:
- изучения красоты окружающей природной среды;
- приобщения к различным видам искусства (музыка, живопись, литература, театр);
- занятия продуктивной трудовой деятельностью.
Внедрение каждого метода требует применение соответствующих средств эстетического воспитания. Максимальную эффективность имеет знакомство учащихся с произведениями искусства – картинами, скульптурами, архитектурными постройками. Их изображения используют для демонстрации в виде наглядных пособий.
Ощутимое воздействие на формирование эстетических взглядов человека оказывают природные объекты. Неповторимость ландшафтов, присущих родному краю, накладывает отпечаток на базовые идеалы красоты, которые закладываются с детства в сознании ребенка. Своеобразными средствами эстетического воспитания также выступают объекты флоры и фауны, присущие природной зоне, где проживает человек.
Потребности в эстетических ценностях формируются благодаря межличностному общению. В первую очередь, облагораживанию подлежит культура языка и речи.
Это касается отчуждения слов-паразитов, нормированного использования чужеродных терминов и сленга, правильности произношения.
Формирование эстетических взглядов в разных возрастных группах
Методика воспитания эстетизма у детей основана на их восприимчивости к разным категориям объектов, в зависимости от возраста. По мере взросления индивидуума меняется его чувствительное акцентирование природы и социума.
Известный российский педагог П. Блонский выстроил шкалу сентизитивности:
- цвет;
- предмет;
- растения и животные;
- пейзаж;
- предметы искусства;
- человек.
Дошкольники
Первые общие понятия и образы формируются у малыша к 2-х летнему возраста. От эпизодического восприятия действительности он переходит к целенаправленному наблюдению. Постепенно развивается память и мышление.
Маленькие дети отличаются впечатлительностью и эмоциональностью. Приятные эмоции откладываются в памяти и побуждают к их повтору. В этот период ребенок позитивно реагирует на музыку, лепку, рисование. В первую очередь, работают его чувства — осязание, слух и зрение.
Дошкольники легко запоминают ноты, учатся различать цвета и гармонично их сочетать. Большое внимание уделяется созданию объемных образов и моделей. Дети с удовольствием занимаются лепкой, конструированием, рукоделием.
Начальная школа
Восприятие у учащихся младших классов еще остается разбросанным, мозаичным, поверхностным. Ребенок не задерживает надолго внимание на одном предмете. Его больше интересует динамичность сюжета, нежели описательная картина.
Для знакомства с произведениями искусства надо отбирать иллюстрации, имеющие ярко выраженную сюжетную линию.
В плане развития культуры младшим школьникам рекомендуется посещение театра. Литературные произведения, разыгранные на сцене актерами, создают мощный эмоциональный фон. Ребенок сопереживает героям, получает удовольствие от просмотра постановки.
Продолжается приобщение к занятию искусством. Ученики начальных классов в большей степени сконцентрированы на процессе рукотворчества, чем на самом конечном результате. Сдерживающим фактором выступает неусидчивость и повышенная активность детей младшего школьного возраста.
Подростки
Учащиеся в средней школе уже владеют базовыми знаниями по эстетике, способны применять их на практике. Однако желание выделиться из общей среды часто бросает подростков в крайность, стирает грань между прекрасным и нелепым, абсурдным.
Условия современной жизни диктуют новые подходы к формированию эстетических взглядов. Необходимо рассматривать не только классические направления искусства, но и новейшие арт-тенденции.
Молодежь, в первую очередь интересуют:
- музыка – рэп, рок;
- живопись – компьютерная графика, граффити;
- литература – комиксы.
Выпускники
Старшеклассники обладают системой мировоззренческих взглядов. Через их призму они воспринимают эстетическую сущность окружающих предметов и явлений. Основное внимание уделяется рассмотрению эстетических сторон поведения человека и межличностных отношений.