SOS: когда ребенок не хочет идти в школу
Температура, боль в животе и головокружение перед школьными занятиями — это не лень, а фобия. Что делать родителям, когда ребенок не хочет идти в школу? Советы Беатрис Коппер-Руае — клинического психолога по вопросам детского и подросткового поведения помогут решить проблему. Для многих детей посещение занятий связано с постоянным стрессом и страхами, а не с учебным процессом или общением со сверстниками. Поэтому нужно научится замечать тревожные сигналы еще на первой стадии.
Тревога и тревожность: найдите отличие
Родители должны находить различия между этими двумя понятиями. Переживать накануне контрольной работы, экзамена или выступления — это вполне нормальная реакция. Другое дело, если школьника постоянно гнетут беспокоящие чувства, независимо от предстоящих событий.
Тревожность проявляется в:
- плохом настроении;
- подавленности по утрам;
- нежелании посещать учебу;
- поиске очередной отговорки.
К тому же, когда ребенок не хочет идти в школу, он всегда с нетерпением ждет выходных или каникул. Эти дни становятся для него самыми лучшими в жизни. Require this website because is it useful. Объяснить причины такой метаморфозы дети часто не могут либо говорят что-то невнятное.
Тревожность зачастую сопровождается физическим недомоганиям: болью в животе или температурой. Однако необходимо научиться отличать ее от симуляции.
Когда ребенок не хочет идти в школу: поиск истинных причин
В большинстве случаев фобия возникает у первоклассников. Г-жа Коппер-Руае называет этот период — адаптацией к обществу. Резкая смена обстановки вызывает у детей стресс.
В таком окружении:
- они многого не понимает;
- им все незнакомо;
- их будоражат новые трудности;
- они чувствуют себя чужими, одинокими.
По статистике, процесс адаптации длится от 30 до 180 дней. На протяжении первых 6 месяцев необходимо быть очень внимательными и чуткими к своему чаду.
Часто этой фобии подвержены дети, которые воспитывались в условиях чрезмерной опеки. Им неизвестны реалии жизни, а также повседневные проблемы. Такая отчужденность мешает им находит общий язык со сверстниками и учителями. Разрушить этот барьер поможет приобщение малыша к социальной жизни.
Он может самостоятельно:
- сходит в магазин;
- съездить с соседкой или дальним родственником по делам;
- посетить семейного/участкового врача;
- помочь кому-то по хозяйству.
Еще одной причиной нежелания посещать школу могут стать переживания ребенка. Он боится не оправдать ожидания родителей, которым присущ деспотизм, перфекционизм и придирчивость.
Тревожным временем для детей также становится переход в старшие классы. Подростковый возраст и становление характера часто вносят разлад в отношения между сверстниками.
Поводом для беспокойств могут стать еле заметные симптомы:
- страх отвечать у доски;
- чувство никчемности;
- одиночество;
- синдром максималиста (старается все делать идеально);
- боязнь наказания.
Иногда школьники перенимают беспокойства своих родителей. Если мама постоянно причитает о плохих отметках, это подрывает уверенность ученика в своих силах.
В этих случаях многие папы и мамы делают одну ошибку: закрывают глаза на происходящее и думают, что все пройдет само по себе. Конечно, дети с сильным характером быстро адаптируются к новым условиям и находят свое место в обществе. Однако таких личностей можно пересчитать на пальцах. Все остальные нуждаются в помощи.
Спасательная миссия родителей
Один политический деятель заявил: «Хочешь изменить мир, начни с самого себя». Поэтому вначале родителям необходимо смириться с реальностью и постараться понять чувства своего ребенка. Затем им стоит поменять свое отношение к проблеме и не зацикливаться на неудачах. Параллельно с этим необходимо действовать.
Родителям важно:
- искренне интересоваться жизнью своего чада;
- объяснять ему что вполне нормально чего-то не знать или делать ошибки;
- учить ребенка анализировать ситуации, а также приходить к правильным выводам;
- подавать хороший пример в речи и поведении;
- не спешить жаловаться учителю или директору.
В этом случае нужно стать для своего школьника соратником в бою с фобией, а не вражеской стороной. Именно такая позиция родителей является выигрышной, особенно тогда, когда ребенок не хочет идти в школу.
Уравновешенный подход, любовь и забота станут благоприятной почвой для развития полноценного члена социума.