Домой Дети Готов ли ребенок к школе: на что стоит обратить внимание

Готов ли ребенок к школе: на что стоит обратить внимание

Переход во взрослую жизнь начинается тогда, когда дети идут в первый класс. Поскольку для малышей это всегда стресс, необходимо как можно раньше определить, готов ли ребенок к школе. Здесь речь идет не только о навыках или знаниях, но и о психологической подготовке. Если родители уделять достаточно внимания этим аспектам, то первый класс пройдет для их чада безболезненно. К тому же такой анализ покажет, что именно стоит подтянуть в его развитии.

Готовность номер один

готов ли ребенок к школеПо традиции уровень подготовки будущего ученика часто оценивают только с одной стороны — интеллектуальной. Ребенок должен знать и понимать определенные понятия, а также обладать базовыми навыками обучения.

Тем не менее психолог Нина Гуткина обращает внимание на другие сферы развития ребенка:

  • психологическую;
  • произвольную (делать что-то автоматически, без принуждения);
  • речевую;
  • мотивационную.

Образования начинается с этих областей становления личности человека. Уделяя каждой из них достаточно времени, можно понять, готов ли ребенок к школе. В итоге по окончании дошкольного возраста у малыша появится неудержимое желание учиться. Также у него сформируется определенная позиция — он захочет стать учеником.

Это проявится в его:

  • стремлении постоянно удовлетворять свою потребность в знании;
  • готовности вступить во взрослую жизнь;
  • побуждении занять свое место в обществе.

Вдобавок меняется мышление будущего школьника. Он учится оценивать свои поступки, умения. Его больше интересует: правильно ли он выполнил задание или какой отметки заслужила его работа.

Когда ребенок пойдет в первый класс, то авторитетом для него станет учитель, а не мама или папа. Это может вызвать бурю возмущений со стороны родителей. Однако не нужно остро реагировать на такую метаморфозу. Лучше проявить к нему терпение, понимание и тактичность. Первоклассник нуждается в поддержке и эмоциональной чуткости. В этот момент ему нужны друзья, а не главнокомандующие.

Готов ли ребенок к школе?

готовим ребенка к школеПо словам педагога-психолога Любови Елизаровой, достичь успеха в учебу школьник сможет лишь тогда, когда будет подготовлен интеллектуально и мотивационно.

Поэтому она советует уделить внимание 3 аспектам его развития:

  1. Поведению. Малыша нужно научить самообладанию. Он не должен делать только то, что хочет. Дисциплина — важная составляющая успешного человека.
  2. Способности учиться. С ребенком важно проводить интеллектуальные занятия. При этом он должен приобрести 2 ценных навыка: быстро усваивать материал/правила и применять их к аналогичным заданиям.
  3. Речи. Разговоры детей часто свидетельствуют об их уровне умственного развития. В большинстве случаев из-за слабого фонетического слуха ребенок неправильно произносить слова.

Последней сфере необходимо уделять достаточно времени. От умения различать звуки будет зависеть способность ученика грамотно писать и читать. Именно на фонетическом методе восприятия построены многие методики обучения в школах.

Психологическую готовность поможет определить школьный психолог. Тем не менее иногда это можно сделать самостоятельно.

Когда родитель становится психологом

психоэмоциональная подготовкаПонять степень психоэмоциональной подготовки к учебе возможно благодаря обычной наблюдательности. Проверить, есть ли у первоклассника мотивация к учебе, помогут несколько особенностей личности без 5 минут взрослого.

Такой ребенок:

  • любознательный;
  • с восторгом рассказывает о новых знаниях;
  • не боится делать ошибки;
  • проявляет настойчивость, упорно добиваясь успеха;
  • любит читать или слушать книги;
  • с удовольствием ходит в школу;
  • может сконцентрироваться на одном задании (сборке пазлов или конструктора).

Однако иногда дети бывают настолько избалованы, что в них невозможно увидеть эти особенности. Тогда родителям стоит сосредоточиться на интеллектуальной подготовке своего чада.

Определить, готов ли ребенок к школе, поможет его способность:

  • играть по правилам;
  • аккуратно рисовать или раскрашивать;
  • пересказывать мультфильмы, прочитанные сказки;
  • воспроизводить увиденное (мозаику, конструктор, рисунок или другой образец);
  • классифицировать всевозможные объекты;
  • задавать, а также отвечать на вопросы.

Именно такие умения и навыки показывают, что малыша можно отдавать в школу. Однако родителям важно самим решать, когда это лучше сделать. Ведь только они хорошо знают и понимают своего ребенка.

Психологическая готовность ребенка к школе — видео

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Новые статьи:

Стили общения – методы взаимодействия с партнерами

Стили общения подбираются человеком в зависимости от ситуации и его жизненного опыта. Психологи смогли довольно глубоко продвинуться в понимании взаимодействия человека с себе подобными. Социум...

Ипохондрический невроз — серьезное расстройство без причин

Порой некоторых людей чрезмерно беспокоит состояние своего здоровья, они бывают убеждены в наличии тяжелейших заболеваний, хотя повода для этого, на самом деле нет. И...

Перцептивная сторона общения, ее функции и особенности

Человек, адаптируясь в обществе, взаимодействует с другими людьми, общается, налаживает межличностную связь, на основе чего, между ними возникают отношения. Перцептивная сторона общения в этом...

Стили педагогического общения — основа будущего общества

Коммуникация — важная составляющая процесса обучения, которая помогает наладить отношения с учащимися. Поэтому стили педагогического общения играют важную роль в развитии личности ребенка. Они...

Невроз навязчивых движений: патогенез и лечение

Как правило, многие невротические расстройства берут свое начало из детства. И невроз навязчивых движений относится к такому виду психического расстройства, предпосылки к развитию которого...

Популярное за неделю

Осознанность в повседневной жизни

Осознанность – понятие, широко используемое в гештальт-терапии. С ним же в этом направлении психотерапии связаны основные практики по устранению социальных и личностных проблем человека....

Культура общения и ее воспитание

Культура общения занимает главенствующую позицию в человеческой культуре. Она способна определять вербальное и невербальное поведение людей, а также выбор лексических и грамматических средств в...

Тест: Узнайте особенности характера своего ребенка

В основе этого теста лежит концепция «акцентуированных личностей» известного немецкого психолога К. Леонгарда. Здесь приведены 88 простых вопросов, интерпретированных под детскую психологию. Благодаря такому...

Истерический невроз: причины и лечение

Термин «истерический невроз» появился в медицине еще в семидесятых годах XVIII столетия, объединив целый ряд нервно-психических расстройств. Распространенность невротических процессов в современном мире неуклонно...

Невроз навязчивых состояний: что происходит в мозге?

«Болезнь сомнений» — так назвал невроз навязчивых состояний Доменик Эскироль, французский психиатр и реформатор, впервые описавший его в 1827 г. Позже были определены составляющие...