Методы, средства и формы воспитания как основа развития личности ребенка
Воспитание — явление социальное, имеющее выраженное нравственно-ценностное содержание. Современные методы, средства и формы воспитания позволяют педагогам, в соответствии с содержательной установкой, необходимой для формирования нужных качеств у учащихся и воспитанников, правильно организовать процессы обучения и общения.
Методы воспитания
Научно обоснованные методы воспитания относятся к педагогическим категориям, что подтверждается их основными характеристиками. Они рассматриваются как совокупность способов решения задач, возникающих перед педагогом или воспитателем в процессе взаимодействия с воспитанниками.
Чтобы средства, методы и формы воспитания были достаточно эффективными и оказывали существенное влияние на скорейшее достижение воспитательных целей, педагогическую деятельность нужно сориентировать на социальные и природные свойства человеческой психики.
Каждый метод должен иметь определенную педагогическую функцию, с помощью которой можно решить часть стоящих перед педагогом задач воспитания. В соответствии с объективными возможностями метода следует подбирать средства и актуальные воспитательные приемы.
Согласно классификации, предложенной доктором педагогических наук В.А. Сластениным, общие методы педагогического воздействия можно сгруппировать следующим образом:
- формирующие сознание — рассказы, лекции, различные диспуты, самостоятельная работа с книгой;
- формирующие принципы общественного поведения — система педагогических требований, инструктажи, воспитывающие ситуации, методы индукции и дедукции, лабораторные работы и самостоятельные исследования;
- контролирующие успешность педагогических процессов — устные и письменные опросы, самопроверки, контрольные работы;
- стимулирующие и мотивирующие на правильное поведение или осуществление нужной деятельности с помощью наград и наказаний.
В системе воспитания используются профессиональные навыки педагога и различные способы взаимодействия:
- методы убеждения — основные способы воздействия, апеллирует к предыдущему опыту, интеллекту и чувствам воспитанников, для того чтобы обеспечить формирование нужного мировоззрения;
- методы упражнений — позволяют регулировать общение и действия школьников в процессе обучения, во время определенной деятельности накапливать опыт адекватного поведения в социуме и предполагают предварительную работу над теоретической базой;
- набор социально одобряемых действий и поступков, соответствующих принятому в обществе идеалу — метод примеров.
К примерам относят методы поощрения и принуждения. Педагоги-гуманисты не приемлют любые виды наказания, так как считают, что такой подход к воспитанию негативно сказывается на развитии личности ребенка.
Методы, средства и формы воспитания детей
В воспитании важное значение имеют не только используемые методы, но и средства, считающиеся источником социального опыта. Они влияют на воспитанников как сами по себе, так и при их грамотном использовании педагогами. К средствам воспитания можно отнести произведения искусств, предметы, животных, растения и многое другое. Все то, что помогает реализовать на практике определенную воспитательную цель.
Средства воспитания зависят от используемого метода. С помощью правильно подобранных методов, средств и форм воспитания можно изменить способности детей. С их помощью повышают активность учащихся, создают материально-техническую основу, улучшают психологический климат в коллективе.
Это своего рода инструменты деятельности педагога, поэтому они должны соответствовать:
- требованиям техники безопасности;
- правовым и санитарно-гигиеническим нормам;
- этическим правилам.
Под формами воспитания подразумевают виды взаимодействия учащихся с педагогом или воспитателем.
У них есть ряд определенных функций, основными являются:
- организационная, определяющая порядок сотрудничества;
- информативная, позволяющая не только давать детям новые знания, но и обращаясь к их опыту пересматривать имеющуюся информацию;
- регулирующая отношения между воспитателем и воспитанниками.
Формы воспитательной работы характеризуются временными параметрами, видами осуществляемой деятельности, выбранными способами влияния педагога, достигнутыми результатами.
Они могут быть:
- индивидуальными — такими как личная консультация, беседа или разговор, позволяющими раскрыть таланты и возможности воспитанника;
- групповыми — в виде творческих кружков или органов самоуправления, с равными возможностями для каждого участника;
- коллективными — организованные соответствующими службами масштабные спортивные соревнования, туристические слеты, концерты и спектакли.
При любой форме воспитательной работы индивидуальные цели участников не должны противоречить общим групповым целям. Коллективная деятельность всегда строится с учетом возможностей каждого.