Проблема смысла жизни в психологии
Проблема смысла жизни занимает умы выдающихся людей еще с древних времен. Они упорно пытались найти решение традиционным проблемам философии и теологии, ответить на главный вопрос для любого человека. Писатели также стремились к этому. Они проводили анализ именно с содержательной стороны: каким должен быть и в чем заключается истинный смысл жизни. В отличие от всех указанных выше, в психологии смысл жизни рассматривается иначе.
В чем заключается проблема смысла жизни
Современные учебники по психологии и философии нередко обходят проблему смысла жизни стороной. Однако интерес научного сообщества к этой проблеме уже начал нарастать.
Важно понимать, что смысл, как понятие, обладает различными толкованиями в психологии. Исследователи нередко давали почти противоположные определения. Например, С. Л. Рубинштейн указывал, что главный смысл жизни любого человека — стать источником тепла и света для людей. И ему (человеку), необходимо постоянно совершенствовать себя, чтобы побороть пороки. А вот Б. С. Братусь думал, что смысл жизни — обычная потребность, особенность которой заключена в противоречии между смертностью индивидуального бытия и родовой универсальной сущностью индивида.
Популярна теоретическая разработка В. Франкла, в которой смысл жизни преподносится как мотивационная тенденция. Она является движущей силой для развития личности и коррекции направления поведения индивида. Если смысла в жизни нет, это провоцирует возникновение большинства психических заболеваний и поведенческих девиаций. Несмотря на то, что смысл жизни уникален для каждого человека, В. Франкл считал, что существует определенный набор универсальных ценностей в виде обобщенных смыслов.
Франкл отмечал, что человек сумеет обрести смысл жизни указанными способами:
- Во время достижения социально-значимых целей.
- Переживая гуманистические ценности.
- Заняв определенную позицию по отношению к своим жизненным обстоятельствам.
Д. А. Леонтьев также утверждал, что смысл жизни может находится в будущем (человек желает достигнуть цели), настоящем (ощущается полнота и ценность жизни), прошлом (индивид удовлетворен результатами своей прошлой деятельности).
Человек занимается проблемой смысла жизни в момент осуществления каких-либо действий. Искать смысл своего существования склонны думающие люди, у которых уже обеспечены все базовые потребности. Фактически, В. Франк определяет смысл жизни как высшую потребность и ни что иное.
Основные проблемы смысла жизни
Российская психология выделила основные интересующие людей вопросы:
- Относительное освобождение от «внешнего». Эмансипация человека происходит от сугубо внешней детерминации по мере того как развивается «внешнее», причем как в результате онтогенеза, так и исторического развития.
- Относительное освобождение от «внутреннего». Смысл жизни является психологическим феноменом и возникает в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», однако может эмансипироваться от обоих и превратиться в своеобразный буфер между ними, стать системой сдержек и противовесов.
- Проблема неосознаваемого. Человеческая свобода обладает триединой природой: среда, наследственность и влечения, причем человек способен отказаться от влечения и этических требований.
- Инертность. В тоталитарных обществах отмечается особый, «застойный» смысл жизни, который задается стереотипами идеологии. Результат — создание нового смысла жизни превращается в болезненную ломку.
- Проблема «масштаба». Она заключается в «величине» поступков и свершений, так как некоторые люди склонны ставить перед собой не реальные, а заоблачные цели. Человек не может осознать, что его потребность может быть удовлетворена «малым», общепринятым смыслом жизни, вроде строительства собственного дома.
Таковы существующие проблемы смысла жизни. Именно смысл позволяет синтезировать цели, а они создают побудительную силу, которая заставляет индивида действовать, так как возникает мотив.