Экзистенциальная тревога: как уйти от неизбежного
Экзистенциальная тревога связана с самим существованием человека и свидетельствует о неустранимости главных аспектов его жизни. Именно ее рассматривал в своих работах датский философ-идеалист, протестантский теолог Сёрен Обю Кьеркегор еще в первой половине XIX века и определил, как предмет анализа. Он утверждал, что возможность оставаться самим собой, обусловлена способностью индивида вовремя осознавать свою тревогу и продолжать движение к цели.
Особенности экзистенциальной тревоги
Сквозь призму экзистенциального понимания тревоги становится более выраженным ее отличие от страха, заключающееся в характере переживания. Страх — предметное выражение тревоги, ее материализация. Поэтому от него можно избавиться, если выбрать определенные предупредительные действия. А сделать это с тревогой не удастся.
В экзистенциальной традиции тревогу не считают патологией. Однако ее неопределенность и негативное влияние на целенаправленную активность, способствуют возникновению различных психосоматических симптомов.
Нормальная или экзистенциальная тревога зарождается у человека из-за происходящих событий и кризисов. Это может быть, как взросление и начало самостоятельной жизни, вступление в брак, продвижение по карьерной лестнице, так и переживания по поводу вероятной потери близких, развода, ухудшения здоровья. Степень тревоги, в этих случаях, примерно соответствует тяжести вызвавших ее причин. В этом ее отличие от невротической формы, напряжение при которой не совпадает с характером жизненных проблем, отчего человек становится бездеятельным и даже безучастным по отношению к себе и социуму. Из-за чего у него возникают болезненные состояния.
Экзистенциальная тревога: как с ней жить
Мартин Хайдеггер в своей работе «Бытие и время», впервые опубликованной в 1927 году, говорит о том, что нужно различать страх и неустранимую тревогу Angst. Позднее эту проблему рассматривает Пауль Тиллих в своем классическом труде «Мужество быть» (1952 г.)
М. Тиллих представляет экзистенциальную тревогу как осознание возможности смерти, ее неустранимость. Он утверждает, что идею смерти не передать через знания, так как ее нельзя представить, как некую общую категорию. У каждого человека свой смертный час, и ему нужно проникнуться ощущением смертности. Он пишет о важности осознанной конечности бытия, так как ни одному конечному существу не удастся его преодолеть.
И выделяет три вида экзистенциальной тревоги:
- перед лицом судьбы и смерти;
- в предчувствии вины и осуждения (этическая);
- в связи с бессмысленностью существования и пустотой (духовная).
При каждом периоде развития западной цивилизации преобладает какой-то один тип тревоги. В заключительную эпоху античности люди больше всего тревожились о судьбе и смерти, в Средневековье опасность вызывала вина и возможное осуждение. Для большинства наших современников характерна духовная тревога.
Любые экзистенциальные типы тревоги нельзя устранить, так как они неразрывно связаны с человеческим существованием. Поэтому обязательными элементами жизненного процесса и его условиями являются страх и риск. Но степень переживания зависит от отношения к ним.
Для экзистенциальной тревоги характерны и патологические формы, возникающие при потере осознания или отходе от него. Нужно не строить иллюзорные планы, а воспринимать истинную картину мира. Нельзя исключать из своей жизни факторы, вызывающие тревогу, так они являются ее неотъемлемой частью. Следует смириться с тем, что будущее непредсказуемо. Всегда будет разница между целью и реальным результатом.