Психология девиантного поведения: понятие и особенности
Психология девиантного поведения рассматривает действия и поступки субъектов, которые проявляют отклонения от общепринятых в социуме важных для всех остальных норм и стандартов. Чаще всего его обусловливает дезадаптивное развитие психики. Оно зависит от получившего развитие негативного характера личности: агрессивности, заученной беспомощности. Но его могут спровоцировать и гиперспособности, которые выходят за рамки среднестатистических. Или можно наблюдать взаимосвязь с талантом или гениальностью. Так как они, зачастую, влекут за собой девиации в обычной жизни.
Понятие девиантного поведения в психологии
Специалисты самых различных направлений разбираются в вопросах, связанных с отклоняющимся поведением. Исследования ведутся клинической психологией, социальной, юридической, педагогической и возрастной. Немало внимания уделено коррекционным и реабилитационным методикам искоренения нестандартного поведения у подростков и юношей. Проводится серьезная профилактическая работа.
Психология девиантного поведения выделяет несколько типов:
- делинкветный тип — противоправное поведение индивида, который наносит вред не только людям, но и обществу;
- аддиктивный тип — с характерной навязчивой потребностью в определенной деятельности (химические и психологические зависимости, такие как наркомания, игромания, фанатизм, психогенное переедание, шопоголизм и другие);
- психопатологический тип — в его основе психопатологические симптомы и синдромы психических заболеваний, пока еще не диагностированные врачами;
- девиантное поведение из-за гиперспособностей — человек неправильно понимает и оценивает поведение окружающих, неприспособлен к жизненным трудностям, живет в собственном мире, так как полностью сосредоточен на своем таланте.
Такие представления о психологии отклоняющегося поведения даны российским психиатром, наркологом, клиническим психологом В.Д. Меделевичем.
Подходы к изучению
Современными психологами разработаны несколько научных подходов, способствующих исследованию девиантного поведения индивидов, определяющих возможность его коррекции и реабилитации:
- Экзистенциально-гуманистический. Психолог В. Франкл из Австрии, указал на то, что отклоняющееся поведение индивида, есть результат отказа от поиска смысла жизни и подавления духовности. Он считал, что помочь такому человеку, значит дать ему возможность осознать духовное «Я» и открыть смысл своего существования. Согласно утверждениям А. Маслоу, известного американского психолога, при невозможности самоактуализации индивида через духовность, любовь и творчество, она выражается в девиантном поведении.
- Психодинамический. Означает постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социальными ограничениями такой естественной активности. Нормально личность может развиваться лишь при наличие защитных механизмов, уравновешивающих данные сферы. Иначе в формирование личности возникнут сбои.
- Поведенческий. Бихевиоризм рассматривает отклоняющееся поведение как результат сложного влияния среды. Чтобы внести в него качественные изменения, необходимо лишить человека чего-то очень для него важного. Поставить его перед угрозой наказания, внушающей ему страх или игнорировать негативные реакции. Создать такие условия, в каких плохое поведение просто невозможно.
- Когнитивный. Эта когнитивная модель, представленная А. Беком проясняет суть вопроса — в основе девиантного поведения заложены неадаптивные мыслительные схемы, которые запускают неадекватные чувства и поступки.
Многие современные психологи-исследователи отмечают психологию девиантного поведения и его многоплановость. Его интенсивно изучают такие науки как психиатрия, социология и педагогика.