Психика и здоровье

Необходимая помощь подросткам с аутизмом

необходимая помощь подростам с аутизмомПомощь подросткам с аутизмом подразумевает коррекцию адаптации к жизни в социуме. Именно в этот период жизни подросток сталкивается с желанием самостоятельности, свободы, перестраиваются его социальные отношения со сверстниками и учителями.

Согласно исследованиям, только небольшая часть детей, страдающих от аутизма, способна продолжать самостоятельную жизнь.

Примерно три четверти от общего числа больных требуют ежедневной опеки и тщательного наблюдения. Однако это не означает полную остановку работы механизмов адаптации и усложнении форм социальных взаимодействий с окружающими людьми.

Основные проблемы аутизма

проблемы больных аутизмом

Главные характеристики подросткового периода и особенности поведения связаны с тем, что происходит:

  1. Усложнение социальной ситуации. Референтной группой оказывается не семья, а окружающие люди, в основном ровесники. Интимно-личностное общение становится основной деятельностью, начинает вытеснять учебную и остальные виды деятельности. Более ярко проявляются сложные иерархические отношения и участие в них. В группе начинается борьба за определенный статус, а также первые попытки выстраивания отношений с противоположным полом. Причем все это далеко не полный спектр задач, с которыми сталкивается типичный подросток в этот период своей жизни.
  2. Завершение формирования абстрактного мышления.
  3. Активируются бурные процессы развития и усложнения сферы самосознания личности. Параллельно с этим подросток начинает активно пробовать различные социальные роли и приспосабливается к ним. Происходит расширение поведенческого репертуара.

У подростка с аутизмом все указанные выше процессы протекают гораздо позже. Те, что обычно возникают в 12-14 лет, аутисты испытывают только в 15-18, а то и в более старшем возрасте. Как правило, это выражается в стремлении к более равноправному общению, аналогично обычным подросткам.

Но при этом у аутичных людей никуда не уходят проблемы с самим построением диалога, им свойственны:

  • стереотипное воспроизведение ограниченного набора тем;
  • суженный, более узконаправленный круг интересов;
  • монологичность и сложности с обратной связью.

Подростковое общество не отличается терпимостью по отношению к таким личностям. И, если они не способны на поддержание полноценного диалога и участие в общественной жизни группы, их могут начать специально провоцировать, подталкивая к совершению неадекватных действий.

самоизоляция подростка с аутизмомСамый плохой вариант — развитие изоляционистских установок в семье на фоне негативного отношения окружения. Сужение круга общения не отменяет желание сепарации у подростка. А это, вместе с невозможностью выразить его нормальным образом, может привести к серьезному конфликту.

Какая помощь подросткам с аутизмом может быть

какая помощь подросткам с аутизмом нужнаВ подростковом возрасте социум требует от аутичных людей правильного поведения. В основном это касается внешнего вида: человек должен выглядеть опрятно и уметь за собой ухаживать. Также необходим эмоциональный самоконтроль: истерики и срывы становятся неприемлемыми.

Среди главных направлений психокоррекционной работы для помощи подросткам с аутизмом можно назвать:

  1. Обучение базовым бытовым, социальным и коммуникативным навыкам. Прививание шаблонов поведения в различных ситуациях.
  2. Помощь в построении полноценной, а не фрагментарной картины мира, присущей аутичным людям. Осмысление окружающего мира и существующих социальных отношений.
  3. Помощь в самовыражении. Как правило, относится к людям с ограниченными речевыми возможностями. Тогда основное внимание уделяется альтернативным способам коммуникации.
  4. Более тонкая психологическая помощь: принятие себя, познание, моральная поддержка.

аутистыЕще один минус заключается в том, что аутисты зачастую просто не имеют многих базовых навыков, у них значительные пробелы в знаниях об мире. Поэтому выработка социально-бытовых навыков проводится вместе с семьей. Должны вырабатываться полезные привычки (вместе с потребностью в их применении), а также новые модели поведения.

Немаловажно привить самостоятельное передвижение, пусть и по знакомым маршрутам.

Задача психолога и его помощь подростку с аутизмом сводится к иным методикам:

  • беседа — позволяет получить базовые знания об элементарных вещах с развернутыми ответами;
  • помощь в ведении дневника и фиксации воспоминаний;
  • совместное изучение литературы или фильмов;
  • игры.

Необходимо дать такому человеку понять, в чем его особенности и ограничения. Однако здесь очень важно не нарушить развитие личности.

Благодаря современным наработкам, опытные специалисты обеспечивают аутистам нормальное функционирование в обществе и даже помогут войти в групповые проекты. Однако постоянный контакт с другими людьми вызывает у аутистов серьезные проблемы. Их понадобится преодолевать всю жизнь.

Видео-семинар «Психологическая помощь подросткам с аутизмом»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button