Необходимая помощь подросткам с аутизмом
Помощь подросткам с аутизмом подразумевает коррекцию адаптации к жизни в социуме. Именно в этот период жизни подросток сталкивается с желанием самостоятельности, свободы, перестраиваются его социальные отношения со сверстниками и учителями.
Согласно исследованиям, только небольшая часть детей, страдающих от аутизма, способна продолжать самостоятельную жизнь.
Примерно три четверти от общего числа больных требуют ежедневной опеки и тщательного наблюдения. Однако это не означает полную остановку работы механизмов адаптации и усложнении форм социальных взаимодействий с окружающими людьми.
Основные проблемы аутизма
Главные характеристики подросткового периода и особенности поведения связаны с тем, что происходит:
- Усложнение социальной ситуации. Референтной группой оказывается не семья, а окружающие люди, в основном ровесники. Интимно-личностное общение становится основной деятельностью, начинает вытеснять учебную и остальные виды деятельности. Более ярко проявляются сложные иерархические отношения и участие в них. В группе начинается борьба за определенный статус, а также первые попытки выстраивания отношений с противоположным полом. Причем все это далеко не полный спектр задач, с которыми сталкивается типичный подросток в этот период своей жизни.
- Завершение формирования абстрактного мышления.
- Активируются бурные процессы развития и усложнения сферы самосознания личности. Параллельно с этим подросток начинает активно пробовать различные социальные роли и приспосабливается к ним. Происходит расширение поведенческого репертуара.
У подростка с аутизмом все указанные выше процессы протекают гораздо позже. Те, что обычно возникают в 12-14 лет, аутисты испытывают только в 15-18, а то и в более старшем возрасте. Как правило, это выражается в стремлении к более равноправному общению, аналогично обычным подросткам.
Но при этом у аутичных людей никуда не уходят проблемы с самим построением диалога, им свойственны:
- стереотипное воспроизведение ограниченного набора тем;
- суженный, более узконаправленный круг интересов;
- монологичность и сложности с обратной связью.
Подростковое общество не отличается терпимостью по отношению к таким личностям. И, если они не способны на поддержание полноценного диалога и участие в общественной жизни группы, их могут начать специально провоцировать, подталкивая к совершению неадекватных действий.
Самый плохой вариант — развитие изоляционистских установок в семье на фоне негативного отношения окружения. Сужение круга общения не отменяет желание сепарации у подростка. А это, вместе с невозможностью выразить его нормальным образом, может привести к серьезному конфликту.
Какая помощь подросткам с аутизмом может быть
В подростковом возрасте социум требует от аутичных людей правильного поведения. В основном это касается внешнего вида: человек должен выглядеть опрятно и уметь за собой ухаживать. Также необходим эмоциональный самоконтроль: истерики и срывы становятся неприемлемыми.
Среди главных направлений психокоррекционной работы для помощи подросткам с аутизмом можно назвать:
- Обучение базовым бытовым, социальным и коммуникативным навыкам. Прививание шаблонов поведения в различных ситуациях.
- Помощь в построении полноценной, а не фрагментарной картины мира, присущей аутичным людям. Осмысление окружающего мира и существующих социальных отношений.
- Помощь в самовыражении. Как правило, относится к людям с ограниченными речевыми возможностями. Тогда основное внимание уделяется альтернативным способам коммуникации.
- Более тонкая психологическая помощь: принятие себя, познание, моральная поддержка.
Еще один минус заключается в том, что аутисты зачастую просто не имеют многих базовых навыков, у них значительные пробелы в знаниях об мире. Поэтому выработка социально-бытовых навыков проводится вместе с семьей. Должны вырабатываться полезные привычки (вместе с потребностью в их применении), а также новые модели поведения.
Немаловажно привить самостоятельное передвижение, пусть и по знакомым маршрутам.
Задача психолога и его помощь подростку с аутизмом сводится к иным методикам:
- беседа — позволяет получить базовые знания об элементарных вещах с развернутыми ответами;
- помощь в ведении дневника и фиксации воспоминаний;
- совместное изучение литературы или фильмов;
- игры.
Необходимо дать такому человеку понять, в чем его особенности и ограничения. Однако здесь очень важно не нарушить развитие личности.
Благодаря современным наработкам, опытные специалисты обеспечивают аутистам нормальное функционирование в обществе и даже помогут войти в групповые проекты. Однако постоянный контакт с другими людьми вызывает у аутистов серьезные проблемы. Их понадобится преодолевать всю жизнь.