Игровая психотерапия как эффективный способ избавления от когнитивных нарушений и расстройств
Игровая психотерапия — не только развлекательное мероприятие, организованное ради отдыха, это комплекс целенаправленных действий психологического или психотерапевтического характера, позволяющий определенным образом влиять на человека. С помощью игр, опытный специалист решает коррекционные, лечебные, диагностические и другие задачи, поставленные заранее или возникшие в процессе общения.
Основные принципы и приемы
Впервые попытку проведения психотерапии с детьми осуществил Зигмунд Фрейд, который в 1909 году работал над устранением страхов и внутренних конфликтов мальчика Ганса. Развитие игровой психотерапии началось с 20-х годов прошлого века. Возникновению способствовала коррекционно-лечебная работа с детьми, которую проводили М. Кляйн, Я. Морено, А. Фрейд.
Игровую психотерапию нельзя назвать обычной игрой. Она организована и проводится с целью осуществления лечебно-коррекционного воздействия на ребенка или взрослого. Позволяет выявить давно забытые причины глубоких психологических травм, обучить новым, улучшенным навыкам мышления и поведения.
В игротерапии выделяют два направления:
- игровая терапия — относится к инструментам психологии, позволяющим работать над эмоциональными и поведенческими нарушениями;
- игровая психотерапия — один из методов психотерапии, с помощью которого проводится лечение пограничного расстройства личности, коррекция поведения.
В отличие от обычных развлекательных игр, протекающих спонтанно и без вмешательства других, у игровой психотерапии всегда есть определенные цели.
Технику игротерапии в психоанализе характеризует метод интерпретаций, который практически полностью соответствует принципу свободных ассоциаций.
А также три функциональные особенности, способствующие проведению терапии:
- возможность быстрого установления контакта с ребенком или взрослым;
- с помощью наблюдения за ходом игры можно получить информацию, необходимую для распознавания имеющихся проблем;
- игровой процесс может быть представлен как посредник во время взаимодействия психотерапевта и ребенка, так как общение, в этом случае осуществляется не между людьми, а игровыми персонажами.
В игротерапии задействованы два основных положения психоаналитики:
- исследование бессознательного (в качестве главной задачи);
- обязательное проведение трансфера (переноса).
М. Клейн подчеркивала, что открытие З. Фреда о переносе чувств и мыслей пациентов, касающихся их отношений с родителями, на психотерапетов, действительно и при проведении игротерапии. Это помогает в более тщательном исследовании бессознательного и прошлого.
Игровая психотерапия и ее главные задачи
Во время игрового процесса, осуществляемого с целью проведения игротерапии, предстоит выявить и исправить как поведенческие, так и психические нарушения.
Для этого нужно решить несколько задач:
- восстановить у пациента доверие к окружающим (родителям, близким родственникам, другим взрослым и детям, коллегам);
- обнаружить и дезактуализовать проявления фобий;
- в непринужденной форме продемонстрировать решения возможных конфликтов, трудных жизненных ситуаций;
- провести коррекцию нежелательных или асоциальных черт характера, «Я-концепции»;
- добиться облегчения психологических страданий, выявить их причину или источник;
- улучшить самооценку.
Во время игры специалисты изучают проблему, избавляют от комплексов и проводят коррекцию нежелательных психических проявлений.
Организуют психотерапевтическое лечение, создают подходящие условия для развития речевой функции, памяти, мышления.
Чем полезна игровая психотерапия — видео
https://www.youtube.com/watch?v=hWPiZP4nmA0