Этикет общения как важная часть коммуникативной деятельности
Этикет общения — комплекс правил и речевых норм, принятых в социуме и связанных с практикой коммуникации. Его соблюдение позволяет достичь полного взаимопонимания, минимизировать или полностью исключить возникновение неловких ситуаций и даже конфликтов с собеседниками.
В обществе человек постоянно с кем-то общается. На улице — отвечает на самые разные вопросы прохожих, беседует с подчиненными или сам получает приказы вышестоящего начальника, переговаривается с коллегами. На свидании — шепчет ласковые слова любимой девушке. С помощью этикета общения он легко регулирует свои манеры и поведение. Задает правильные вопросы и соблюдает общепринятую дистанцию.
Взаимосвязь этикета и культуры общения
Освоив несложные правила этикета и научившись применять их в своей жизни, любой человек сможет добиться максимально возможных результатов вбираясь по карьерной лестнице или решая постоянно возникающие вопросы в быту.
Знание этикета и основ культуры общения позволяет:
- стать гармоничной личностью;
- соблюдать правила приличия в любой обстановке и, в особенности, в общественных местах;
- понять уместность слов или отдельных фраз в зависимости от обстоятельств, категории собеседников и их возраста;
- оценить возможность использования определенных жестов и мимики.
Несмотря на то, что многие правила этикета, строго соблюдавшиеся еще в XIX–XX вв. канули в прошлое, а им на смену пришли более простые и демократичные, современному человеку без них по-прежнему не обойтись.
В качестве простого примера можно привести следующий факт. Во многих организациях установлен свой дресс-код, нарушение которого недопустимо. Его соблюдение означает верность духу коллективизма. И он обязателен для всех, так как от целостности восприятия может зависеть успешность всех проводимых компанией акций и мероприятий.
Обращение — важная часть диалога. То, как человек обращается к собеседникам, наглядно демонстрирует его уровень воспитания, образования и интеллекта. И даже несколько сказанных фраз позволят узнать о том, насколько человек знаком с этикетом и какова его культура общения.
Особенности речевого этикета в общении
Согласно правилам этикета, в присутствии посторонних, взрослых близких людей принято называть по имени или имени-отчеству (в зависимости от возраста и общественного положения), избегать таких местоимений как «он» или «она».
Различия в обращении к людям обусловливаются многими причинами. Но все же можно выделить несколько основных его видов:
- официальное обращение — гражданин, гражданка, господин, госпожа и так далее, в зависимости от стран и языковых различий;
- неофициальное обращение — по имени, к старым друзьям или ближайшим родственникам (братьям, сестрам, племянникам);
- безличностное — обращение к незнакомцам (фразы начинаются со слов «подскажите», «позвольте пройти», «простите»).
Выбор правильной темы при разговоре также относится к этикету общения. Не всем понравится получасовой монолог сотрудника в обеденный перерыв, громко и в деталях описывающего свои хронические болезни или привычки.
Не стоит обсуждать поступки и действия как присутствующих людей, так и отсутствующих. Это может стать поводом для конфликтов и неприязни, если конечно не затрагиваются профессиональные интересы. А все претензии, возникшие к человеку, связаны с выполнением его должностных обязанностей.
Воспитанный человек не станет перебивать рассказчика, задавать неуместные вопросы, прерывать ход беседы.
Речевым этикетом предусмотрены следующие ситуации, при которых используют стандартные коммуникативные формулы:
- торжественная — на собраниях и праздничных мероприятиях, при награждении сотрудников;
- рабочая — выдача и получение ежедневных заданий, решение возникающих во время работы проблем;
- соболезнующая.
Знание и соблюдение этикета общения положительно влияет на имидж человека. Также повышает его значимость и заставляет других людей прислушиваться к его мнению.