Этика делового общения: основные принципы, нормы и правила
Регламентированные нормы делового общения способствуют качественному обмену информацией. Этика делового общения — путь к эффективной работе всего коллектива, позволяющий поднять производительность и создать позитивную атмосферу.
Принятый в организации кодекс делового этикета влияет на увеличение работоспособности ее сотрудников. Благодаря налаженным деловым коммуникациям каждый может чувствовать себя уверенно и комфортно на своем рабочем месте. Отношения, построенные на основе профессионального общения создают атмосферу доверия и доброжелательности, позволяющей всем работать с большей продуктивностью.
Принципы этики и психологии делового поведения в коллективе
Этика — это учение о нравственности, моральных нормах и правилах поведения человека в какой-либо общественной группе или среди представителей одной профессии. Для делового общения характерно преобладание корпорационных интересов над личностными. Его основной задачей является регулирование взаимодействия между сотрудниками для эффективного решения поставленной задачи.
В истоках этики делового общения лежит свод правил, принципов и норм, актуальных как для подчиненных, так и руководителей:
- не совершать противозаконных поступков или нарушающих права членов данной организации;
- ставить преимущественно долгосрочные цели и только реально выполнимые задачи;
- способствовать развитию взаимопомощи в коллективе;
- требования об увеличении прибыли могут быть выдвинуты только на законных основаниях;
- все поставленные перед коллективом или отдельными сотрудниками задачи должны решаться честным и открытым путем;
- не следует ограничивать интеллектуальный и творческий рост членов коллектива.
В организациях и компаниях необходимо всячески развивать этические нормы, которые должны стать доминирующими в поведении сотрудников — уважение и справедливость во взаимоотношениях, честность, ответственность.
Этика делового общения при решении конфликтов
Во время профессиональных споров или конфликтных ситуаций, процесс общения сторон должен соответствовать принятому алгоритму, позволяющему решать проблемы как в моральном, так и в правовом поле:
- Определение этической базы.
- Проверка предложенных действий на их соответствие нормам профессионального кодекса и делового этикета.
- Сопоставление с общепринятыми этическими нормами.
- Приведение планируемых действий к соответствию понятиям о долге чести и справедливости.
- Учет общественного мнения и многочисленных отзывов.
Нарушения принципов делового общения могут иметь серьезные последствия, так как они могут квалифицироваться как уклонение от налогов и обвинении в нечестном ведении предпринимательской деятельности.
А также выражаться в нарушении авторских прав, плагиате, утаивании данных с целью обогащения, разглашении внутриведомственной информации или передаче ее конкурентам.
Последствия нарушения этики
При несоблюдении в коллективе отдельных положений, принципов делового этикета и этических норм общения возникают проблемы:
- Экономические. Выражаются в низкой материальной мотивации персонала, влияющей на текучесть кадров и пренебрежительное исполнение сотрудниками должностных обязанностей.
- Управленческие. Связаны с недоверием к принципам руководства и отсутствием текущего контроля за выполнением принятых решений.
- Этические. Из-за несправедливости и нездоровой конкуренции возможен обман и утаивание информации.
Целью создания этических норм в коллективе является выработка общей организующей системы, а также перечня правил, которые должны соблюдать все сотрудники.
Улучшение должно происходить на всех уровнях общения и в различных сферах корпоративной деятельности.
Правила делового общения по горизонтали
Определение верного тона и приемлемых норм в общении между равными по статусу сотрудниками относится к серьезным организационным решениям. Ведь они — постоянные конкуренты в борьбе за более успешное продвижение по карьерной лестнице. Поэтому одним из основополагающих условий для них является равенство.
А также в общении необходимо соблюдать следующие условия:
- четкое разделение прав и обязанностей каждого при выполнении общей задачи;
- разграничение круга деятельности и индивидуальной ответственности, если руководителем это не сделано, сотрудникам следует договариваться самостоятельно;
- запрет на перевод профессионального общения в русло личностного или использование доверия сотрудников в целях достижения определенной выгоды или благ.
Установленные правила в коллективах призывают:
- обращаться к коллегам по имени;
- доброжелательно относиться к окружающим;
- учитывать мнение собеседника;
- выражать свои мысли кратко и емко.
Всем сотрудникам следует соблюдать этику делового общения, установленный дресс-код и помнить о конфиденциальности корпоративной информации.