Взаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения
Взаимодействие семьи и школы — основная задача государственной педагогической системы. В настоящих условиях коллективы учеников, педагогов и родителей воспринимаются обществом как равноправные партнеры, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Их эффективное взаимодействие — важная составляющая дальнейшего развития образовательной сферы.
Основные формы взаимодействия
Особенности современной жизни — ускорившийся темп и быстрое техническое развитие приводят к дополнительным сложностям в организации семейного быта. Это отражается как на самом воспитательном процессе, осуществляемом в семье, так и на взаимоотношениях всех ее членов. Увеличивается количество разводов, значит еще больше детей будут расти в проблемных семьях с одним родителем. И чаще всего это мать, пытающаяся спасти пошатнувшееся финансовое положение, полностью загруженная на работе и дома.
Постоянное сотрудничество родителей и педагогического коллектива оказывает положительное влияние на процесс воспитания школьников и является непременным условием их нормального развития.
Для каждого классного руководителя наиболее значимой является задача установления эффективных взаимоотношений с родителями детей, позволяющих быстро решать возникающие проблемы. Правильная и своевременная корректировка поведения ребенка улучшает формирование его личностных характеристик и предпочтений. Это может быть очень ценным для родителей, остро чувствующих нехватку педагогических знаний.
Целью работы педагогов с родителями является выработка единой позиции в деле воспитания и формирования личности школьников.
Для этого потребуется решать следующие задачи:
- осуществление вместе с родителями единой воспитательной деятельности и социальной защиты детства;
- повышение правовой грамотности родителей;
- консультирование родителей по вопросам семейного воспитания и организации здорового образа жизни детей.
Лучшей формой взаимодействия семьи и школы принято считать родительское собрание. Которое может проводиться с различной регулярностью, но не реже одного раза в четверть.
Также в школах повсеместно используют следующие формы психолого-педагогической работы с родителями:
- лекции;
- «Педагогический университет»;
- тематические консультации;
- открытые уроки и практикумы;
- посещение семьи, если школьник состоит в группе риска.
Известный педагог-новатор В.А. Сухомлинский признавал высшей ценностью личность ребенка. Он призывал избегать многочисленных вызовов в школу матерей и отцов. При этом обратить внимание на духовное общение детей и родителей.
Взаимодействие семьи и школы: эффективность сотрудничества
В каждой школе есть свой опыт работы с родителями. Проведение ярких и красочных фестивалей, разнообразных тематических выставок, круглых столов и родительских спектаклей позволяют установить более теплые, неформальные отношения. Улучшают взаимопонимание между учителями, родителями и школьниками.
Сближению семьи и школы способствует общая цель: создание условий для развития личности ребенка. Их можно обеспечить с помощью гармоничной взаимосвязи коллективного и индивидуального. Правильное и планомерное развитие детей подготавливают их к успешному вхождению в социум, активной общественной деятельности и плодотворному сотрудничеству с другими людьми.
Благодаря взаимодействию семьи и школы дети развивают свои нравственные и интеллектуальные качества. Улучшают физическое здоровье, учатся правильно воспринимать окружающий мир.