Воспитание чувств — как человек реагирует на разные ситуации
Воспитание чувств означает работу для достижения полной эмоциональной свободы человека. С помощью чувств он может отражать особенности конкретной ситуации. Однако они не ведут его, а подчиняются. Прививать все это следует с детства. Учитывая особенности современности, на плечи родителей ложится сложная и долгая задача по тщательному воспитанию ребенка и его реакций на определенные ситуации. Параллельно ему понадобится научиться управлять своими эмоциями, не подавлять или сдерживать их, а использовать в качестве инструмента.
Как эмоции влияют на воспитание
В воспитании большое значение имеют эмоции. Это тонкий инструмент, главная задача которого сводится к направлению эмоций ребенка в нужном направлении за счет незаметного подавления и изничтожения ненужных реакций. При этом важно понимать, что чувства и переживания возникают всегда произвольно, нельзя создавать их по собственной воле.
Полностью оградить человека от отрицательных эмоций невозможно. Однако это может послужить дополнительным стимулом для преодоления препятствий и придать ему дополнительную мотивацию. Постоянное воздействие негатива может иметь плохие результаты — у ребенка могут попросту опуститься руки.
Интенсивность эмоций играет очень важную роль. Много счастья приводит к скуке и постепенной деградации, негатив вызывает нечто аналогичное, но с выраженными депрессивными симптомами. Таким образом в воспитании чувств необходимо искать правильный баланс между управлением эмоциями с учетом того факта, что невозможно заставить человека не переживать определенные типы эмоций.
Типы эмоций
Можно выделить следующие виды эмоций:
- Счастье. Это не состояние абсолютного блаженства или «чистое» наслаждение, а период, когда у человека в оптимальном сочетании переживаются отрицательные и положительные эмоции. Счастье — это чувство, которое служит для оценки человеком того, насколько он смог осуществить себя в жизни.
- Самоуважение. Оно пропорционально величине успеха и обратно пропорционально величине притязания. Самоуважение может повышаться под влиянием частного успеха, и понижаться после неудач.
- Любовь. Фактически, это выделение человеческого существа, тогда как остальные люди как «не существуют» и не воспринимаются как отдельные индивиды. Любимый человек — самый существующий, оттого и близкий, его любят именно за сам факт существования, а не за отдельные поступки или характер.
- Чувство комического. Оно возникает при обнаружении несоответствия у кажущегося значительным лица, например, неуклюжести, несуразного поведения. Комический эффект возникает, если лицо сначала выступает с превосходством, однако постепенно на глазах человека происходит разоблачение этих неосновательных претензий.
- Юмор. Когда за недостатками, вызывающими смех, прячется что-то положительное или привлекательное, человек может отнестись к ситуации с юмором. Маленькие слабости, за которыми стоят реальные достоинства, могут стать причиной для смеха. Помимо юмора также существуют ирония и насмешка, первая выражает ощущение превосходства человека над предметом обсуждения, а насмешка выдает чувство озлобления.
- Смятение. Это состояние, когда любое решение кажется неоправданным, отсутствует достаточная мотивация для начала действия.
- Раскаяние. Такое чувство испытывают люди, признавшие определенные поступок, но сожалеющие о нем. Мотив отвергается, и индивид осознает конфликтный смысл своего решения.
- Страх. Возникает в период опасности и угнетающие воздействует на интеллект и психику. Посредством привычек и сильных чувств, проявлений воли, страх можно победить.
- Стыд. Это культурное образование, фактически, требование по отношению к себе. Своеобразный «кодекс» поведения для человека. Необходимость следовать определенным нормам, установленным в обществе.
- Обида. Возникает из-за ощущения несправедливости. Неподтверждение ожиданий приводит к возникновению данного чувства.
При обучении важно следить за проявлениями эмоций.
Воспитание чувств: как управлять своими эмоциями
Невозможно заставить себя не переживать определенные эмоции. Единственный способ начать их «контролировать» — впустить их в себя, а не подавлять. В первую очередь необходимо концентрироваться на собственных ощущениях. В этом хорошо помогает йога. Понимая, как устроены эмоции, можно попробовать взаимодействовать с ребенком для воспитательного процесса.
Смысл воспитания чувств заключается в правильном чередовании получаемых эмоций. Положительные и отрицательные впечатления позволяют человеку не испытывать скуку и не впадать в депрессию, заставляя двигаться вперед с удвоенной мотивацией.
Положительные эмоции формируется при удовлетворении потребностей и закрытии гештальтов. Длительное воздействие стресса же может привести к сильному падению концентрации и внимания.