Вербальное общение: что это и как достичь в нем совершенства
Вербальное общение — процесс воспроизведения мыслей человека с помощью слов, речи. В это понятие также включаются методы поступления в мозг информации из окружающего мира. Для такой коммуникации необходимо использовать четкую языковую систему, которая будет понятна собеседнику. Благодаря умению красиво и правильно высказывать свое мнение люди смогут найти общий язык друг с другом. Чтобы научиться этому искусству, необходимо узнать несколько особенностей такого метода общения.
Особенности вербального общения: важность умения слушать
Как показывают исследования, когда человек слышит речь, у него возникают определенные эмоции. Будут они отрицательными или положительными зависит от того, как он воспринимает слова. Основным барьером вербального общения является разное понимание одних и тех же выражений. Если каждая из сторон вкладывает в них совершенно разные значения, то собеседники никогда не придут к общему знаменателю.
Чтобы достичь успеха в таком методе коммуникации, необходимо:
- научиться правильно строить предложения;
- как можно четче и понятнее передавать информацию другим;
- использовать фразы, выражения, которые будут соответствовать месту и ситуации;
- сохранять субординацию сторон.
Вербально общаясь с оппонентом, нужно научиться внимательно выслушивать его мнение. Если собеседник будет думать только о том, что сказать дальше, то получится, что он беседует сам с собой.
Существует 2 распространенные причины, почему люди не понимают друг друга. В первом случае они слишком сосредоточены на себе, поэтому слышат только себя. В остальных ситуациях они ставят свои интересы выше собеседника, тем самым унижая его достоинство. Такое отношение к себе человек воспринимает как неуважительное, поэтому ведет себя агрессивно.
Сложности вербального общения иногда вызваны:
- Культурой. У каждой нации есть индивидуальные особенности поведения, обычаи. В некоторых народностях не принято уточнять значение непонятных слов или оборотов речи.
- Привычками. Склонность к лидерству воспитывает в человеке привычку быть в центре внимания или постоянно находиться на своей волне. В итоге ему трудно учитывать мнение окружающих.
- Воспитанием. В детстве многим внушили, что лучше молчать, когда говорят взрослые или другие люди. Однако им не сказали, что в этот момент их необходимо внимательно слушать.
Перечисленные обстоятельства настолько глубоко укоренились в сознании человека, что изменяют его восприятие реальности. Преодолеть такие барьеры поможет понимание того, что включает в себя этот вид коммуникации.
Вербальное общение: его основные виды
В основном люди общаются на 4 уровнях: интуитивном, логическом, этическом и физическом. Первые 2 вида включают в себя передачу информации словами и предполагают, что собеседник будет задействовать логику. Остальные две вида касаются физических контактов, а также манеры говорить (интонация, тембр голоса).
В то же время к вербальным средствам общения относятся:
- Устная речь. Она представляет собой диалог между двумя людьми, а также монолог, обращенный к аудитории.
- Письменная. Собеседники ведут переписку в реальном времени либо отвечают на письма, сообщения спустя некоторое время.
- Чтение. Получение информации происходит через подготовленный текст.
- Слушание. Речь воспринимается при помощи аудио или видео материалов.
К средствам вербального общения также относятся 3 важных фактора: звуковые явления речи, выразительность голоса собеседника и смысл выбранных слов в данном языковом спектре.
Каждый из этих видов речевой коммуникации может носить как формальный, так и свободный характер. Однако во всех случаях тема регламентируется либо внешними, либо внутренними факторами. Так, беседа может не иметь четко заданного направления, однако именно ее участники могут выбирать тему дискуссии.
В свою очереди необходимо различать несколько разновидностей диалогов:
- беседа, разговор — обмен мыслями в непринужденной обстановке;
- собеседование — общение с целью получения определенного представления о человеке;
- дискуссия (диспут) — обсуждение вопросов, проблем в поисках путей их решения;
- собрание — рассмотрение группой людей общественной, научной или религиозной темы;
- спор — построение беседы на основе различий во мнениях (цель —отстоять свою позицию, переубедив собеседника).
Понимая суть каждого из приведенных диалогов, участник вербального общения сможет занять советующую позицию. Вдобавок он сможет выбрать подходящую модель поведения. Однако, чтобы прийти к взаимному согласию, таких знаний может быть недостаточно.
Мастерство вербального общения
Чтобы грамотно преподносить информацию, нужно освоить навыки и умения вербального обещания. Сюда также входит способность объективно, а также правильно воспринимать сказанные человеком слова, фразы.
Для начала стоит научиться выражать собственные мысли:
- лаконично;
- четко;
- по существу.
При этом нежелательно отклоняться от главной темы, объясняя ненужные подробности. В процессе беседы стоит внимательно выслушивать оппонента. Также необходимо быть интересным собеседником, используя цепляющие высказывания, выражения. Речь должна вдохновлять и мотивировать окружающих.
Если она не побуждает других к действию, значит, нужно поработать над своим голосом:
- тональностью;
- ритмом;
- интонацией;
- тембром;
- дикцией.
Психологи также рекомендуют задействовать специфические явления речи. Она станет живой и динамичной, если разговор разбавлять:
- паузами;
- кашлем;
- смехом или хихиканьем;
- вздохами;
- шепотом;
- хмыканьем.
Включать их в беседу стоит очень осторожно. Они могут восприниматься неправильным образом, когда употребляются не к месту. Для этого необходимо хорошо узнать и понять особенности характера, личности собеседника. В этом поможет обычная наблюдательность.
Умение внимательно слушать — 90% успеха в любом виде вербального общения. Чтобы научиться такому мастерству, нужно всегда держать в уме простую цель — желание точно пересказать услышанную информацию.
Какой бы характер не принял диалог, важно сохранять спокойствие и не забывать о хороших манерах. Уважение к мнению другого человека зачастую располагает к беседе. Вдобавок следует учитывать интеллектуальный уровень оппонента, а также его психическое и эмоциональное состояние. Все это поможет сделать вербальное общение более эффективным и результативным.