Сущность и особенности диалогического общения
Диалогическое общение — обмен информацией двух или более лиц, часто построенный в форме дискуссии, с обсуждением различных точек зрения. Сопровождается жестами, репликами, подразумевает полное раскрытие взглядов и предпочтений собеседников. Особенностью словесно-речевого взаимодействия является то, что все смысловые позиции высказывающихся людей могут быть разными, но, несмотря на это, они всегда дополняют друг друга.
С помощью диалогического общения, собеседники, между которыми возникло полное взаимопонимание, проявляют свою индивидуальность, демонстрируют собственную самоценность и самодостаточность. Такой настрой способствует становлению личности, дает человеку возможность задействовать весь свой потенциал.
Особенности диалога как общения
Согласно этимологическому анализу, термин «диалог» можно представить, как «диа-лог». Перевести его как «разные логосы», что может означать «разнословие» или разные мысли, мнения. Но, благодаря проведению позитивных диалогов, изменяющих и дополняющих взгляды и убеждения собеседников, человеческий разговор приобретает целостное единство. Многие отечественные философы, в том числе Н. Бердяев и П. Флоренский, отмечали диалогическую природу сущности человеческого бытия и особенностей отношений. М. Бубер и М. Бахтин относили монолог и диалог к духовно-антропологическим категориям.
Диалогическую речь характеризует довольно высокая скорость обмена репликами, без дополнительного обдумывания. Она предполагает готовность ответа у всех желающих высказаться. Складывающиеся удачно диалогические отношения свидетельствуют о равноправности и равнозначности субъектов. В основе ценностно-смысловых позиций общающихся людей заложены этические мировоззренческие принципы.
Успех диалогического общения всецело зависит от формы, содержания и объема обратной связи, а также своевременности откликов.
Диалогическое общение как совместная деятельность
Любой диалог можно рассматривать как взаимное согласование совместных действий, их обязательное упорядочение во времени и пространстве.
Известным психологом и лингвистом, А.А. Леонтьевым, выделено три уровня последовательных актов:
- Выбор стиля и формы взаимодействия (в виде нейтрального общения, эмоциональной поддержки или фасилитации).
- Выработка соответствующего стиля, подходящего к условиям и сложившейся ситуации.
- Корректировка выбранного ранее стиля общения, направленная на улучшение производимого воздействия и нейтрализацию нежелательных эффектов и возможных последствий.
Один из лидеров гуманистической психологии, К. Р. Роджерс считал, что установлению диалогических отношений и зрелому поведению, с возможностью оказания психологической поддержки, способствует ряд определенных качеств человека:
- эмпатия и конгруэнтность;
- бескорыстие;
- благожелательное отношение к собеседнику;
- полное принятие переживаний и согласие с чувствами того, кому нужно помочь.
Несмотря на то, что поддержка человека в диалогическом общении происходит «здесь и сейчас», нужно предполагать, что его характер и свойства личности не останутся неизменными в дальнейшем, а начнут изменяться. Он продолжит развиваться под давлением обстоятельств не только во времени, но и в пространстве, постепенно раскрывая весь свой потенциал.
Продуктивное диалогическое общение имеет преимущества перед монологом. Оно способствует развитию социально-перцептивных способностей, активизирующих опознавание экспрессивного поведения и дающих ему своевременное толкование.