Общение как взаимодействие между людьми
Установление связей и развитие контактов между людьми характеризует возникающие коммуникации как двусторонний вид деятельности. Рассматривать общение как взаимодействие лучше с учетом того, какой тип отношений превалирует — кооперация или конкуренция. Но, в любом случае, его можно считать важным фактором общественного развития. От него зависит процесс зарождения и регулирования отношений в группе или социуме.
Взаимодействие и общение между людьми
Феномен общения, кроме психологов и социологов, активно изучают философы, психиатры и ученые. Однако правильное понимание коммуникативного процесса и способы решения возникающих в связи с ним проблем, осложняются большим количеством трактовок этого понятия.
Интеракция (взаимодействие) — лишь один из элементов общения. Она также включает в себя:
- коммуникативные действия, заключающиеся в обмене информацией;
- социальную перцепцию, связанную с пониманием и восприятием собеседников.
В отличие от интеракции, в процессе общения их можно выделить в чистом виде, но лишь теоретически, при проведении анализа успешности коммуникации.
Основным фактором, влияющим на нормальное развитие человеческих коммуникаций, является психологическая совместимость субъектов взаимодействия. Благодаря ей, в отдельной социальной группе, в случае необходимости, легко происходит взаимозаменяемость одного члена другим.
Общение как взаимодействие: структура и характерные черты
Определенное воздействие друг на друга постоянно происходит между собеседниками в момент общения.
И имеет следующие особенности:
- реакции на слова и действия партнера, выражаются в согласии или сопротивлении, отрицании или неприемлемости сказанного;
- причины и сила взаимного притяжения в каждом случае различны;
- ответные реакции обусловлены характерными чертами личности;
- цель или приемы общения коммуникатора могут описываться реципиентом как действия, например, он может сказать, что партнер заставил его принять решение;
- определение позиций собеседников устанавливаются с учетом их социального статуса относительно друг друга, с четким определением позиций «ведущего» и ведомого».
Если рассматривать процессы общения как взаимодействия между людьми, непосредственно связанные с выполнением определенной деятельности, то предполагается, что произойдет существенное влияние на ее дальнейшее развитие.
Участие нескольких индивидов и даже групп в одном мероприятии или деле, подразумевает, что каждый из них должен внести свой вклад. Из этого следует, что взаимодействие с помощью коммуникаций можно трактовать как способ организации совместной деятельности. Партнеры не только обмениваются информацией, но и планируют общие задачи, строят и регламентируют отношения. Действия одного участника регулируются планами и предложениями, выдвинутыми другими, и принятыми в сообществе.
Общение и взаимодействие между людьми позволяет им выработать стратегию и виды совместных действий. Различают такие стили взаимодействия как:
- ритуальный — зависит от культуры, характерной для страны проживания или обусловлен традициями народа, этноса;
- манипулятивный — использование коммуникатором скрытого побуждения реципиента к выполнению нужных ему действий для достижения цели;
- гуманистический — целью считается изменение представлений всех партнеров об объекте взаимодействия, причем действия выполняются с оказанием взаимной поддержки.
В каждом отдельном акте как общения, так и взаимодействия можно определить такие составляющие: ситуация, связанные с ней позиции членов группы или собеседников, стиль их действий.
Это позволяет связать процесс общения и последовавшими за ним занятиями или трудовой активностью, обусловленными и подкрепленными взаимными действиями.