Функции общения в психологии: их значение для социума
Вне общества человек не может обеспечить себе достойное существование. И хотя функции общения в психологии трактуют по-разному, они позволяют людям эффективно взаимодействовать, планомерно развиваться и вести определенную деятельность. С их помощью легко устанавливать и планировать отношения между собой и в группах, а на протяжении всей жизни создавать все новые межличностные контакты. Процесс общения стимулируется потребностями определенных субъектов, стремящихся к социальным отношениям.
Основные функции общения в социуме
Человеческое общение является полифункциональным процессом, при котором одновременно задействованы функции, соответствующие различным критериям. Причем базовых из них не так уж много.
Существуют различные классификации функций общения в психологии, но фундаментальными считаются следующие:
- Коммуникативная — обеспечивает обмен информацией между собеседниками. Обычно заранее определяется, материал какого характера будет передаваться. Чтобы общение прошло успешно, и понимание было достигнуто, коммуникатор, передающий информацию, должен учесть все особенности реципиента. Ему нужно оценить особенности и качества личности человека, воспринимающего эти сведения: уровень его интеллекта, образование, возраст, кругозор, профессиональную сферу деятельности, знание языка. Наличие обратной связи обязательно. Партнер должен поделиться своими мыслями или рассказать о произведенном информацией впечатлении и вызванных ею эмоциях.
- Перцептивная — соответствует восприятию. Для обработки информации привлекает не только органы чувств, но и внимание, воображение. Собеседник не просто старается понять сказанное партнером по коммуникации, но и вспоминает то, что он ранее знал об этом, а также что ему известно о говорящем. Реципиент следит за коммутатором, на подсознательном уровне и анализирует его невербальные проявления.
- Интерактивная — напрямую связана с организацией совместных взаимодействий между людьми в коммуникации, тактикой и стратегией обмена идеями, знаниями, даже действиями.
В интерактивной функции общения одним из факторов может выступать явное влияние одного из партнеров на остальных. В этом случае их регуляторами поведения могут являться: приказы, инструкции или советы.
Дополнительные функции общения
Кроме основных функций общения есть и много других, благотворно влияющих на качество передачи и приема информации, способствующих ее полноценному восприятию. Активность личности наиболее полно выражается в общении, умении формировать социальные контакты и направлять общественную деятельность. Индивидуальность каждого человека влияет на особенности его поведения и стиль общения, который служит отражением превалирующих вспомогательных функций.
Среди них:
- формирующая — проявляется постепенно, в процессе созревания личности и дальнейшего развития человека;
- подтверждающая — осуществляется при реализации намерения человека подтвердить себя, познать и утвердиться;
- контактная — проводит анализ готовности собеседников к началу информационного обмена;
- координационная — способствует взаимному ориентированию, согласованию действий в группе или общественном движении, объединении;
- амотивная — вызывает у собеседников эмоциональные отклики на сообщаемые им сведения, дает возможность изменить их состояния и чувства;
- познавательная — аккумулирует информацию, исходящую от коммуникатора, улучшает качество знаний и компенсирует их недостаток у отдельных членов группы или сообщества;
- регулятивная — влияет на общие установки и мировоззрение всех участников группы, изменяет их поведение и самооценку;
- управленческая — позволяет лидеру направлять деятельность членов группы в нужную ему сторону;
- социализирующая — способствует освоению необходимых коммуникативных навыков, приемлемых в данном сообществе;
- общественно-психологический отклик — воспринявший и обработавший полученную информацию член группы обменивается ею со всеми остальными, для которых она становится средством взаимовлияния.
Основные и дополнительные функции человеческих коммуникаций могут быть полноценно реализованы в различных видах общения. Значимым при этом являются условия и способы, а также количество участников.
Функции и цели общения в психологии
У каждого человека своя потребность в общении. Частота возможных контактов зависит от особенностей личности и темперамента, бывает вызвана совокупностью многих причин. На функциях общения в психологии строят любые результативные коммуникации. Их возможности позволяют развивать способности к общению. Иначе достичь поставленной цели будет затруднительно. Людей, эффективно справляющихся с этими задачами, называют коммуникабельными или обладающими высоким социальным интеллектом.