Барьеры общения в психологии: как понять собеседника
Неумение общаться часто вызывает недопонимание между собеседниками, служит причиной больших и малых конфликтов, неэффективного взаимодействия. Любые барьеры общения в психологии можно преодолеть, если заниматься самовоспитанием и регулярно работать над собой.
Барьеры, возникающие при общении, снижают коммуникативные возможности людей, способствуют психологическому напряжению и недовольству. Их появление зависит от характеров собеседников, различий в манерах общения, взглядах, индивидуальных речевых особенностях.
Психологические барьеры в коммуникациях
Человек является элементом коммуникации, имеет свой жизненный опыт, желания и чувства. При возникновении психологического барьера, внутренняя реакция на дошедшую до него информацию может быть различной. Она может усилить ее, исказить или полностью блокировать, а в некоторых случаях информация вообще не поступает реципиенту.
Как считается в психологии барьеры общения могут быть следствием некоторых особенностей характера человека. Их могут спровоцировать неуверенность, замкнутость, угрюмость, легкомысленность.
В психологии выделяют следующие виды психологических барьеров:
- Эмоциональный — большую часть искажений и неприятия информации связывают с определенным состоянием человека. Это происходит в том случае, если в момент общения человек занят своими переживаниями и чувствами. Поэтому он не настроен на получение и осмысление хоть каких-либо сведений.
- Интеллектуальный — людям с разным типом мышления и уровнем интеллектуального развития трудно найти общие точки соприкосновения — темы, в полной мере интересные для каждого из них и достаточно понятные.
- Эстетический — наличие у собеседника отталкивающих манер, таких как нарушение личного пространства, проявление грубого цинизма, а также неприятный запах, потные ладони, небрежный внешний вид.
- Мотивационный — люди с разными целями в жизни концентрируются на определенных занятиях и делах, не совсем понятных другим. Различные, непересекающиеся сферы интересов делают их общение сложным
Физические дефекты собеседника перестают раздражать окружающих уже через небольшой промежуток времени, в отличие от любых нарушений гигиенических норм, которые они запоминают надолго. Именно они и способны спровоцировать стойкий барьер общения.
Барьеры общения в психологии, их зависимость от личностных качеств человека
Психологические барьеры могут быть незаметными для самого человека, но остро ощущаться всеми остальными людьми из его окружения. Он может быть уверен, что с общением у него все нормально и не видит своих ошибок. А когда субъекту станет ясно, в чем проблема, у него могут возникнуть комплексы.
К каждому собеседнику нужно подходить индивидуально. Это особенно касается манеры общения.
Приемы и техники для преодоления психологических барьеров с различными людьми также подбирают соответствующие:
- Доминантный индивид может обратиться к любому человеку, совершенно не задумываясь о целесообразности и уместности такого действия. Он всегда стремится захватить инициативу и подавить других собеседников. Весь его вид — мимика, жесты, осанка и взгляд буквально кричит окружающим о его первенстве. Он очень напорист, может повысить голос или перебить партнера по общению. В разговоре с таким человеком следует дать ему возможность проявить индивидуальность. Опровергать, высмеивать или доказывать обратное, ему не стоит. Достаточно просто вести себя спокойно и придерживаться собственной точки зрения.
- Недоминантный субъект, как правило, выглядит крайне неуверенно. Он опасается проявлять инициативу, спросить собеседника о чем-то интересующем. Такой человек нерешителен, его легко сбить с толку, заставить занять другую позицию. Он не только сам не перебивает собеседника, но и позволяет другим прервать свою речь. Поэтому, общаясь с таким индивидом, нужно дать ему возможность выразить себя, высказать свое мнение и проявить инициативу.
Характер человека связан с его темпераментом и индивидуальными качествами, приобретенными в течение жизни. Но нельзя оправдывать недочеты своего воспитания темпераментом или врожденными свойствами. Тактичным и отзывчивым может стать любой человек, стоит лишь приложить немного усилий и поработать над собой.
Заключение
Очень часто барьеры общения формируются у акцентуированных личностей. Психологи заметили, что такие проблемы зависят от различных видов акцентуации, в которых четко обозначено несоответствие между самооценкой индивида и мнением окружающих об этом человеке.
В любом общении нужно избегать проявлений гнева. Такой барьер общения в психологии считается довольно сложным.
Он возникникает в результате обиды, грубости собеседников или проявленной по отношению к индивиду несправедливости. Из-за того, что происходит своеобразное «зацикливание» на причине, вызвавшей негодование, с человеком нельзя наладить общение, так как он вновь и с большей интенсивностью переживает случившееся.