Виды адаптации и эффективность развития
В течение всей жизни человеку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Виды адаптации подразделяют на биологические, социологические и психологические. Адаптационные способности востребованы постоянно. Поскольку часто требуется принимать новые решения, переходить в различные сообщества и организации, где необходимо соблюдать заведенные порядки. Соответственно проходят и биологические изменения. Однако данный процесс порой занимает целые поколения, для того чтобы часть популяции приспособилась к конкретным условиям.
В психологии есть понятие адаптационного барьера. Оно обозначает своеобразную границу, при выходе за которую, адаптация личности к изменениям уже не будет оставаться нормальной.
Свойства этого барьера во многом зависят от самого человека, его биологических параметров и характеристик, конституционной типологии личности, различных социальных факторов, личных свойств, типа самооценки, воли или системы ценностей. Они же определяют и адаптационные возможности человека.
Виды адаптации и их характеристики
Человек должен адаптироваться постоянно. Младенцу нужно привыкнуть к особенностям окружающей среды и пережить физическую адаптацию, научившись ползать, ходить, взаимодействовать с предметами и говорить. В более старшем возрасте требуется уже приспосабливаться к социуму.
Особенно важно для ребенка приобретение первых социальных навыков в школе. В дошкольном возрасте он получает дисциплинарный опыт, учит новые правила поведения, приучается нести ответственность за качество выполненной работы. В течение всей жизни человек постоянно становится частью чего-то нового, вновь и вновь повторяя процессы различных видов адаптации. Умение социально приспосабливаться дает человеку возможность получения новых знаний. Он начинает взаимодействовать с другими людьми.
Человеческую адаптацию относят к «научениям». В ней есть несколько составляющих:
- реактивная — человек реагирует на внешние факторы, осуществляет привыкание к чему-либо;
- оперантная — это метод проб и ошибок, наблюдения и формирования реакций, или же процессов медленного привыкания к условиям окружающего мира;
- когнитивная — обозначает наблюдение связи между ситуациями и их оценку на основе полученного ранее опыта.
Именно поэтому в организациях часто присутствует специальный человек, задача которого заключается в адаптации вновь нанятых сотрудников. Связано это с тем, что у всех организаций есть свои задачи, цели и сроки, которые должны быть выполнены руками ценных сотрудников. Осложняется это тем, что они могут покинуть свой пост. Поэтому нанятого человека необходимо быстро ввести в курс дела. Рассказать ему об основных правилах и специфике организации. Все это позволяет ускорить процесс адаптации к новому рабочему месту.
Адаптация в педагогике
Метод проб и ошибок — основная часть процесса адаптации на протяжении всего периода обучения в школе. Выражается в подборе способов решения проблемы и отсеивания неправильных решений. В качестве примера можно привести процесс, когда в течение нескольких лет ребенку необходимо получать различные знания, чтобы впоследствии использовать полученную информацию на экзаменах и пройти на следующий этап обучения.
Стоит учесть, что данном виде адаптации подразумевается способность переходить от одной сферы деятельности к другой. Например, от детского сада к школе, потом к колледжу и университету. Если человек не соответствует требуемым поведенческим характеристикам, его адаптация считается неудачной.
В организациях
В условиях постоянной циркуляции кадров адаптация начинает приобретать особенно важное значение. Основной способ приспособления к новым условиям в данном случае — наблюдение и рассуждение. Это означает, что новичку понадобится проходить курс лекций и семинаров в выбранном направлении.
Также адаптация подразумевает работу специальных людей. Они должны помочь новому сотруднику в этом процессе посредством как личных бесед, так и общих собраний. Также практикуется приставление наставников. Они с практической стороны помогают ввести человека в курс дела, чтобы он смог понять все тонкости профессии. Помимо этого требуется знакомство с коллективом. Параллельно возможно прохождение постепенно усложняющихся заданий, которые должны подготовить нового сотрудника к настоящей работе.
Один из наиболее популярных способов адаптации и сплачивания коллектива — проведение собраний и тренингов. Члены коллектива примеряют роли друг друга, что позволяет достичь большего взаимопонимания и повысить эффективность труда.
Не относится в видам адаптации
адаптации нельзя отнести период испытательного срока, если к сотруднику не был приставлен наставник. Ведь человек не был введен в курс организационных дел. Без наглядных примеров и внимания у него, попросту не хватит времени для того чтобы адаптироваться к новым условиям.
Угрозы и принуждения, направленные на новых учащихся или сотрудников, нельзя отнести к видам адаптации.
Особенно если их используют для обозначения своего или чьего-либо авторитета. Это не повышает производительность, а только ухудшает общие результаты.