Современные концепции воспитания личности в педагогике
В разные времена складывались своеобразные взаимоотношения между родителями и детьми, учениками и педагогами. Современные концепции воспитания – система взглядов, методов, подходов, направленных на выработку определенных навыков поведения, взаимодействия с обществом и окружающей средой. Именно их человек будет использовать во взрослой жизни. От них во многом зависит его благополучие в настоящем и будущем.
Под современной концепцией воспитания подразумевается сразу множество компонентов:
- задача;
- цель;
- содержание;
- методы;
- формы;
- результат.
Все они играют главную роль, и не могут быть исключены из списка.
Современные концепции воспитания детей
В основе концепции лежит тщательное изучение личности ученика, учителя, родителей, школьного коллектива. Проводится обязательная диагностика, по результатам которой определяется насколько сформирована личность, и в чем ее индивидуальность. Целью воспитательного процесса является всестороннее развитие.
К задачам относится следующее:
- определение творческого потенциала;
- ознакомление и приобщение к принятой системе ценностей;
- формирование объективной самооценки, адекватного отношения к свободе;
- уважение к нормам и правилам общества;
- любовь к труду.
Идеи данной концепции воспитания личности:
- Личность – высшая социальная ценность.
- Обязательно учитываются возрастные и половые особенности ученика.
- Методы должны корректироваться в зависимости от требований национальных и культурных традиций народа.
- Процесс обучения не должен вредить, задевать чувства участников.
Используются следующие подходы: системный, дифференциальный, деятельностный, средовой.
Системно-ролевая концепция формирования личности
Воспитание рассматривается как процесс освоения ряда социальных ролей. В результате формируется личность, готовая примерить на себя любую из них.
Социальные роли ученика:
- Межличностные: друг, собеседник, мучитель, помощник и другие.
- Групповые: лидер, изгой, отщепенец.
- Бытовые: дочь, брат, сестра, сосед и другие.
- Организационные: организатор мероприятия, клиент, партнер, подчиненный.
Суть всех педагогических процессов заключается в комплексном подходе к воспитанию, объединению различных методов. Вся деятельность направлена на развитие полноценной, полезной для общества личности.
Самовоспитание
Главная роль в этой концепции отводится процессу самовоспитания. Задача педагога помочь сформировать веру в себя, поддерживать в стремлении развиваться самостоятельно, и обеспечить всеми необходимыми инструментами.
Главной целью, является формирование человека со следующими характеристиками:
- владение теоретическими знаниями о самосовершенствовании и умение применять их на практике;
- самостоятельность, готовность взяться за любое дело;
- творческий потенциал;
- постоянное совершенствование себя;
- одухотворенность.
Основная жизненная цель гармонично развитой личности – постоянное самосовершенствование.
Воспитание на основе потребностей
Об успехе педагогической деятельности можно судить по тому, насколько хорошо удалось учителю найти связь между потребностями ученика и планом воспитательного процесса. Базовые потребности – главный объект заботы, цель и критерий оценки эффективности работы воспитателя.
К ним относятся:
- творческая деятельность;
- сохранение здоровья;
- безопасность;
- признание, уважение;
- самореализация;
- удовлетворение, наслаждение.
Современные концепции воспитания базируются на принципах:
- Природосообразности.
- Целостности.
- Деятельностный.
- Эгоцентрированный.
- Возрастной.
- Принцип гуманизма.
Все перечисленные принципы применяются вместе, и ни в коем случае не исключают друг друга.
Общие закономерности
Все подходы имеют очевидные отличия. Вместе с тем они основаны на общих закономерностях:
- воспитание и обучение тесно связаны;
- активности ученика напрямую влияет на эффективность воспитания;
- результат зависит от всего комплекса мероприятий: целей, методов, форм.
Стратегия развития педагогики имеет несколько основных направлений:
- повысить роль учителя и сформировать у нового поколения правильные жизненные установки;
- восстановить соответствие между качеством, содержанием воспитания и потребностями личности;
- восстановить роль государства в этом процессе.
Современные концепции воспитания в педагогике направлены в первую очередь на формирование полноценной, самодостаточной личности. Система образования постоянно совершенствуется, и стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была возможность получить знания, навыки при помощи современных технологий и методов.