Воспитание свободой или как вырастить уверенного в себе ребенка
Воспитание свободой позволяет ребенку накапливать опыт и знания, но, в то же время, оставаться самим собой. Его развитие происходит естественным образом. Благодаря чему ребенок гораздо успешнее осваивается в окружающем мире и может сам, без помощи взрослых, найти свое место в нем.
Идеи свободного воспитания оформились в виде теории только в начале XX века, но базировались они на традициях педагогики эпохи Ренессанса. Идеи Жан Жака Руссо, французского мыслителя и философа, были взяты за основу представителями гуманизма и филантропизма.
Особенности теории
В начале прошлого века было переосмыслено само понятие о воспитании, так как его начали связывать с необходимостью развития индивидуальных способностей детей. Однако еще в 1859 году, в России, Л.Н. Толстой, сразу же после Руссо, обратил внимание на принципы воспитания свободой и организовал школу для крестьянских детей. Писатель отрицал многие методики воспитания и считал, что своим влиянием взрослые искажают природу ребенка. Все мероприятия и комплекс получаемых знаний, согласно его мнению, должны инициироваться желаниями детей.
Жан Жак Руссо обозначил возрастные периоды, в соответствии с которыми должно осуществляться свободное воспитание:
- От 0 до 2-х лет. Должно превалировать физическое воспитание. Регулярные занятия плаванием и ежедневная зарядка стимулирует правильное развитие организма, оказывают положительное влияние на здоровье ребенка.
- От 2-х до 12 лет. Следует сосредоточиться на распознавании ощущений и чувств, накапливании основ, необходимых для логического мышления.
- От 12 до 15 лет. Активное развитие умственной сферы. Благодаря опыту, осуществляется накапливание знаний.
- От 15 лет до совершеннолетия. Нравственное развитие, названное Руссо периодом «бурь и страстей».
Педагоги, поддерживающие идеи свободного воспитания, как в европейских странах, так и в США, были согласны с Руссо, считавшим, что воспитатели должны руководить детьми, но они не должны этого замечать.
Ненасильственное общение воспитуемого и педагога, концепция которого сформулирована современными учеными, также предполагает, в своей основе, гуманное отношение, являющееся частью общественной культуры. Дети должны уметь слушать и проявлять сочувствие в определенных ситуациях, быть правдивыми и откровенными.
Большое значение имеют такие профессиональные умения и способности педагога как:
- искренность высказываемых чувств, его открытость;
- подача информации с учетом индивидуальных особенностей воспитанников;
- предоставление ученикам выбора содержания и методов своей деятельности;
- правильная организация занятий, располагающая к овладению творческими навыками.
Преподаватель должен быть всегда готов помочь ученикам пересилить возникшие страхи и сомнения в собственной полноценности.
Воспитание свободой: необходимые рекомендации
Свободное воспитание учащихся выбирают образовательные организации во многих странах мира. Особенно это характерно для частных школ. Однако в Японии, например, присутствуют гендерные различия, да и требования к мальчикам, безусловно, жестче. Несмотря на то, что в раннем возрасте взрослые им ничего не запрещают, дети вырастают довольно дисциплинированными.
Родители, выбравшие свободную систему воспитания, стараются не допускать безразличного отношения к детям. Ведь они ответственны за обучающий процесс и их дальнейшую жизнь. Они сохраняют рациональный, логически оправданный баланс между контролем, авторитарностью и кажущимся безучастием.
Ребенок не должен быть главным в доме. При воспитании свободой нужно не забывать о том, что родители также имеют право на чувства и потребности. И иногда могут нуждаться в заботе. Следует соблюдать границы, привить ребенку понятие о необходимости дисциплины, личной гигиены, преимуществах здорового образа жизни.