Виды воспитания: основные задачи и цели
Воспитанием называется деятельность, направленная на формирование у человека определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей. Виды воспитания и их существующие концепции классифицируются учеными различными способами, но всегда рассматриваются без отрыва от социальной или культурной среды.
Особенности воспитательных процессов
В процессе воспитания должны создаваться условия для наилучшего развития человека, увеличения его опыта и приобретения навыков, способствующих успешному саморазвитию в дальнейшем. Ведь с помощью воспитательного процесса закладываются основы психологической структуры личности. Важное значение в отечественной теории воспитания имеет активность познавательной деятельности воспитанника и его становление как патриота своей страны.
Задачи воспитательных процессов могут быть реализованы при понимании содержания всех имеющихся вопросов. Эту деятельность можно назвать непростой и многоуровневой, учитывающей все вопросы жизнедеятельности воспитанника.
Во многих видах воспитания есть установка на:
- развитие мышления;
- повышение осознанности;
- умение анализировать ситуацию, сопоставлять и оценивать полученные данные;
- реализацию в социуме.
В воспитании, как и обучении используется объяснение и контроль. Эти методы позволяют не только расширить свои знания, но и оценить уровень и качество получаемой информации.
Виды воспитания: главные цели и содержание
Различные воспитательные процессы можно разделить по следующим признакам:
- форме;
- институциональному признаку;
- содержанию;
- особенностям взаимоотношений между участниками;
- личностным характеристикам объектов восприятия.
Классификация видов воспитания разделяет их по целевому назначению, с учетом социальной обстановки и проведения на основе взаимодействия и сотрудничества:
- Умственное. Осуществляется для стимуляции интеллектуального развития, познания внешней действительности и изучения внутреннего мира.
- Гражданское. Целью проводимых воспитательных мероприятий является зарождение чувства патриотизма, ответственное отношение к окружающим и семье, правильное понимание событий, происходящих в мире и собственной стране.
- Экономическое. Развитие у людей мышления, соответствующего потребностям и специфике современной экономической сферы, умения самостоятельно определять свои возможности в индивидуальном предпринимательстве.
- Трудовое. Вырабатывает определенные навыки и творческий подход к любому рабочему процессу, способствует росту профессионализма.
- Правовое. Дает базовые знания по различным правовым вопросам, разъясняет необходимость соблюдения установленных законом правил и норм.
- Семейное. В основном зависит от социального статуса семьи и уровня образования родителей. Чаще всего осуществляется путем трансляции ценностных установок, мировоззрения, особенностей взаимоотношений от старших членов семьи к младшим.
- Религиозное. Расширяет возможности духовно-нравственного совершенствования личности. Формирует мышление и поведение в строгом соответствии исповедуемому учению или конфессии.
- Свободное. Освоение окружающего мира ребенком проходит в свободной форме, но с помощью и под ненавязчивым контролем взрослого, ответственного за его воспитание.
- Школьное. Педагог организовывает учебный процесс с учетом воспитательных моментов и примеров. Взаимоотношения между участниками строятся на позитивном общении, происходят в дружеской атмосфере, без морального давления со стороны преподавателя.
- Внешкольное. Организовано в специальных воспитательных учреждениях и обществах, осуществляется дипломированными специалистами.
Правильное воспитание детей и подростков с помощью коллективов или преподавателей позволяет молодому поколению грамотно выбрать жизненные ориентиры и приоритетные направления в собственном развитии.
Это дает им возможность реализовать все свои навыки и умения, а также улучшить в будущем свою жизнь.