Правила общения со сверстниками, чтобы сложились хорошие отношения
По мере взросления человек органично вливается в любой коллектив и находит друзей по возрасту. Но иногда возникают проблемы в отношениях, чтобы ребенок не превратился в замкнутого и скрытного подростка, необходимо усвоить простые правила общения со сверстниками.
Особенности общения со сверстниками
В каждой возрастной группе свои законы и приемы общения, но взрослым следует помнить, что ребенок транслирует отношения в семье на всех окружающих. Мотивированное, самостоятельное поведение в семье поможет ребенку адаптироваться в другом месте. Если дома не спрашивают его мнение, то он привыкнет всегда находиться в последних рядах, потом бесполезно возмущаться, где же личная инициатива и лидерские качества.
Многие поступки детей обусловлены простыми инстинктами, в том числе, физическими. Например, более старший или сильный человек, значит, более умный и справедливый, поэтому дети, не думая повторяют поступки своего лидера в группе – он же не может ошибаться.
Если позволяет состояние ребенка, обязательно нужно его учить физическому контакту с другими:
- как забирать свою вещь обратно;
- правильно действовать, когда угрожают;
- как правильно догонять, чтобы не запнуться и не уронить другого и так далее.
Психологи отмечают, что физически активные дети начинают раньше читать и считать, у них более крепкая нервная система.
Конфликтные ситуации – отдельная категория поступков и эмоций. Нужно приучить ребенка к мысли, что драки и ссоры являются частью общения. Невозможно прожить без проблем и конфликтов, они показывают сложные противоречия между людьми. Чтобы научить ребенка, как общаться со сверстниками в таких случаях, не нужно вмешиваться до критического предела.
Взрослый человек может быстро прекратить ссоры между детьми и добиться послушания, но это видимая часть айсберга. Если ребенок справляется сам, может ответить, сделать замечание, добиться справедливого решения, не нужно вмешиваться и выступать арбитром. Ведь с каждым годом задача будет усложняться и рано или поздно ему пригодятся усвоенные правила общения со сверстниками, чтобы самому преодолевать бурное течение жизни.
Самообразование и помощь квалифицированного психолога – обязательные условия для развития каждой личности в семье.
Необходимо выявить психотип ребенка, темперамент и основные черты характера, чтобы ставить перед ним адекватные цели и задачи в процессе воспитания.
Основные правила общения ровесников
Буквально с детского сада нужно приучать ребенка к «взрослым» правилам общения со сверстниками. Если вспомнить собственное детство, то дети – самые неподкупные судьи. Они требуют выполнения обещаний и точных определений к любому явлению. Ведь у них формируется устойчивая система ценностей, поэтому им важно все разделить и ранжировать хотя бы условно на «хорошее» и «плохое».
Только собственным примером можно показать, как общаться со сверстниками:
- вместе обсуждать происходящие проблемы;
- оценивать ситуацию;
- планировать будущие события;
- исправлять допущенные ошибки.
В обязанности родителей входит:
- Почаще проводить семейные «ревизии». Узнавать мнение ребенка, просить его аргументировать и доказывать свою позицию. Так он научится формулировать свои мысли и высказывать вслух.
- Организовать участие в общих мероприятиях, хотя кажется, что школьные конкурсы и дискотеки – бесполезное занятие. На самом деле – это ключ к межличному общению, где ребенок проявляется с неожиданной стороны.
- Соблюдать баланс между личными и общими интересами. Занимается программированием или рукоделием? – может рассказать самые интересные моменты. Но при этом старается узнавать, чем занимаются другие.
- Разделять «свое» и «чужое» – можно поделиться угощением, игрушками, канцтоварами. Но, если друзья просят более сложные и ценные вещи, нужно помнить об ответственности за них. Лучше всего прямо сказать: «Я не смогу отдать эту вещь, она мне нужна самому для занятий».
- Формировать базовые навыки общения со сверстниками. Внимательно слушать, адекватно реагировать, в том числе, на критические замечания, контролировать мысли и эмоции, не обсуждать отсутствующих в негативном смысле.
- Не создавать «запретные» темы. Лучше своевременно обсуждать все, что интересует ребенка: преступления, интимные отношения, поведение взрослых. Иначе у него могут сформироваться ложные представления, он будет глупо выглядеть в кругу сверстников. Даже самые сложные понятия можно объяснить простыми словами или показать в интернете.
Даже самые обидные, отрицательные эмоции можно выражать, не используя измывательства и оскорбления. Можно смоделировать дома конфликтную ситуацию, чтобы закрепить способности к самозащите и конструктивному общению.