Половое воспитание в детском и подростковом возрасте
От младенчества до подросткового возраста дети активно открывают мир, изучают его законы, познают себя и взаимоотношения с другими людьми. Половое воспитание, затрагивающее социальные, нравственные, психологические и медицинские аспекты, помогает осознать свою индивидуальность, учит общаться с представителями своего и противоположного пола.
Понятие полового просвещения и его цели
Правильно организованное обучение помогает:
- сначала освоиться с ролью мальчика или девочки;
- усвоить по мере взросления роль юноши или девушки;
- подготовится к взрослой жизни мужчины и женщины;
- реализовать себя в качестве мужа и жены, отца и матери.
Ошибочно считать, что половое воспитание становится актуальным только с наступлением подросткового возраста. Это не так. Психологи и педагоги уверены, что начинать нужно с рождения ребенка. Именно в это время в малыше закладывается первое понимание любви. А. С. Макаренко писал, что опыт дружбы, или неполового проявления любви – это основа успеха в будущих половых отношениях.
Чем активнее ребенок заводит друзей в детстве, получает положительный пример родительской любви, тем выше вероятность, что во взрослой жизни его контакты с людьми своего и противоположного пола сложатся вполне удачно.
Действительно, трудно представить, что мальчик, не способный найти друзей в своем кругу, строить равные отношения со сверстниками, проявлять внимание и заботу о товарищах, сможет легко общаться и дружить с девочками.
С возрастом полученные детьми навыки общения с представителями противоположного пола и уважения к ним закрепляются.
Приходит полноценное понимание таких отмечаемых Сухомлинским постулатов:
- семья;
- ответственность;
- долг;
- собственное достоинство.
Принципы полового воспитания детей
Необходимость полового воспитания признают и педагоги, и медики, и психологи. Однако из-за специфичности предмета, его интимности общего понимания, как, когда, в какой форме вести такую работу до сих пор нет.
Важно, не вызывая стресса, неприятия или несвоевременного полового влечения, обеспечить подрастающее поколение достоверной, рассчитанной на возрастные особенности информацией:
- об общих вопросах отношения полов;
- о медицинских, анатомических, гигиенических аспектах;
- о рождении ребенка.
Еще в середине прошлого века К. Имелинский предложил несколько принципов полового просвещения, ставших сегодня основополагающими для педагогов и других специалистов, работающих с детьми и подростками.
Среди установок, сформулированных польских ученым, главными можно считать:
- непрерывность;
- правдивость;
- понятность и ясность;
- доверие;
- индивидуальность;
- соответствие уровню психического и физического развития;
- невозбуждение.
Половое воспитание должно ориентироваться на конкретный возраст аудитории, ее подготовленность и заинтересованность.
Правдивость, последовательность в соответствии с возрастом
Генетически половая принадлежность ребенка определяется еще в утробе матери. Однако малыши не причисляют себя к тому или иному полу. Лишь с трехлетнего возраста, не отдавая отчета в анатомических особенностях, кроха может назвать себя девочкой или мальчиком. По мере роста, общаясь со сверстниками и взрослыми, из сказок, мультфильмов, дети знакомятся с различиями полов, особенностями поведения мужчин и женщин, их социальными ролями. К вступлению в пубертатный период появляется необходимость на себе примерить новые формы поведения.
Получаемая ребенком информация должна быть доступной и правдивой, не порождающей нездоровое отношение к противоположному полу, недоверия или влечения.
Первые вопросы о своем появлении на свет, отличиях полов дети задают в возрасте 3–4 лет. Нельзя оставлять такой интерес без внимания. Психологи рекомендуют до момента полового созревания дать ребенку полый объем знаний, которые в дальнейшем помогут во взрослой жизни.
Организуя такую работу, нужно помнить о постепенности и непрерывности. Вряд ли ребенку будет полезной и понятной прочитанная менторским тоном лекция с разбором анатомии и физиологии.
К. Г. Юнг писал, что опережающее развитие откровенное объяснение не способствует просвещению, а наоборот, тормозит его. Желая защитить ребенка от ханжества, ощущения постыдности или запретности, родители или педагоги в этом случае только усугубляют положение, а подчас провоцируют раннее пробуждение полового влечения.
Контроль влечения и совместное обучение
Еще один принцип полового просвещения напоминает, что работать с ребенком лучше индивидуально, особенно, если ребенок относится к младшей возрастной группе. На возникшие вопросы стоит отвечать тут же, подбирая слова и термины, которые малыш точно поймет.
Сексуальное влечение, половой инстинкт – огромная сила, способная, согласно З.Фрейду и К.Г. Юнгу, определять поведение человека, совершать его благородные и неблаговидные поступки. Конечно, люди отличаются от животных и могут контролировать свои желания и позывы. Одним из принципов полового просвещения является требование сдержанности в половой жизни.
По мнению психологов, невостребованная половая энергия может и должна направляться на созидательную деятельность на:
- учебу;
- занятия спортом;
- музыку;
- туризм;
- общественно-полезную работу.
Педагоги и медики заметили, что совместное обучение мальчиков и девочек несколько замедляет появление эротических интересов, при этом такая практика помогает молодым людям с детства получить опыт ежедневного общения со сверстниками противоположного пола, научиться дружить, понимать и уважать соучеников.
Понятно, что в сферу полового воспитания входят не только вопросы интимных отношений. Полноценное просвещение обязательно затрагивает нравственные, социальные проблемы. Недаром, еще в 20-е годы прошлого века П. Блонский отмечал, что лучшим средством в этом случае служит творчество, здоровый труд, способность по-юношески восхищаться людьми и уважать их.
Советы психолога по половому воспитанию — видео
https://www.youtube.com/watch?v=snZ6XTdETcQ