Дети

Нравственное воспитание дошкольников и детей младшего школьного возраста

Дошкольники приобретают моральные установки и ценности, становление которых по большей части зависит от родителей. Нравственное воспитание происходит неоднозначно: родители диктуют нормы поведения ни сколько общением с ребенком, сколько наглядным примером.

Родителям важно помнить, что воспитание детей — это в первую очередь воспитание себя самого.

Нравственное воспитание дошкольников: его задачи и механизмы

нравственное воспитание дошкольниковЦентральная задача воспитательного процесса — развитие у детей восприятия морали. А нормы морали различны в каждой культуре, семье, детском саду, школе.

Таким образом, задачи нравственного воспитания различны в отдельных семьях и обществах:

  • воспитание эстетических нравственных чувств;
  • привитие правильных стереотипов поведения и мотивов деятельности;
  • формирование удовлетворения от хороших поступков;
  • бережное уважительное отношение к окружающей природе;
  • уважение к труду других людей;
  • развитие у подрастающей личности эмпатичных способностей, доброты, внимания, отзывчивости, честности;
  • развитие желания помогать и проявлять заботу;
  • воспитания патриотизма, чувства долга своему государству.

Для одних родителей более важна искренность и честность, для других – патриотизм или духовные составляющие. В идеале задачи воспитания должны быть едины в детском саду и в семье ребенка.

Нравственное воспитание младших школьников зависит от ряда факторов:

  • родители, семья, микросоциум вокруг ребенка;
  • макросоциум — общество, государство, в котором растет дошкольник;
  • общественные требования, предъявляемые ребенку.

Ценность воспитания особо велика в дошкольном и младшем школьном возрасте. В данный период дети особо чувствительны к усвоению общественных норм, их психика пластична. Механизм воспитания заключается в следующем. Ребенок, наблюдая за примерами взрослых и учитывая свой личный опыт, формирует понимание того, какие поступки и слова являются позитивными, а какие негативными. У него складывается свое личное восприятие жадности, дружбы, любви, честности.занятие с ребенком

Формы нравственного воспитания многогранны:

  • индивидуальные личностные характеристики ребенка;
  • взаимодействие с другими людьми;
  • духовные убеждения;
  • этикет, негласные правила поведения в общественных местах.

В этот возрастной период родителям важно проявлять свое отношение к дошкольнику как к полноценной личности: учитывать его мнение и желания, считаться с ним в быту.

Многие мамы и папы убеждены, что из ребенка можно «слепить», будто из пластилина, необходимую им личность. Это не так.

Приемы для развития нравственности

девочка с бабочкойМногие методы нравственного воспитания основываются на нежном и доверительном взаимодействии с детьми. Такое отношение включает в себя взаимное доверие и уважение личности ребенка.

Нравственность воспитывается не только словесными методами, но и наглядной деятельностью. Важную роль играют повседневные бытовые задачи, в которых требуется сделать выбор и совершать поступки.

Преподаватели используют следующие средства нравственного воспитания:

  1. Творческие средства. Здесь понадобится ознакомление детей с художественным, музыкальным и литературным творчеством. Искусство помогает ребенку осознать и выразить те чувства, которые человек переживает в различных ситуациях, выражая их через сказки, музыку, рисунки.
  2. Контакт с живой природой, взаимодействие с животными. Примечательно, что зоопарк плохо подходит для реализации воспитания — там животные находятся взаперти, в неволе. Важны выезды с ребенком на природу, в лес, знакомство с флорой и фауной.
  3. Собственно сама деятельность ребенка — игра, обучение, творчество. Через деятельность выражаются уже сложившиеся ценности малыша.
  4. Правильное окружение ребенка. Семья — главное средство для воспитания дошкольника. Между мамой и папой не должны наблюдаться оскорбления, ссоры, крики. Ребенок должен быть окружен уважением, заботой, теплотой, любовью — чувствовать эти все составляющие к себе и наблюдать их между родителями.

Содержание нравственного воспитания включает в себя восприятие других людей, самого себя, животных и природы.

Большая вероятность того, что выросший ребенок будет относиться к людям и природе так же, как и относились его родители, когда он был дошкольником.

План действий для родителей и воспитателей

нравственное воспитание родителямиОбщение с детьми — важный момент, так как именно в диалоге развивается навык выражать собственные чувства, проявлять искренность, умение выражать свои эмоции, проявления эмпатии. В общении с малышом важно, как можно чаще спрашивать у ребенка то, какие чувства он сейчас переживает, что чувствуют окружающие его люди. Можно предлагать ребенку перечень чувств и попросить выбрать наиболее подходящие.

Для нравственного воспитания дошкольников актуальны следующие действия окружающих взрослых:

  1. Порицание агрессии и злости к окружающим людям, животным и природе. Порицание не должно носить характер строгого наказания.
  2. Выработка правильной реакции на похвалу, развитие адекватной самооценки ребенка.
  3. Привитие вежливости и правильного тона.
  4. Примеры окружающих взрослых.
  5. Проведение анализа хороших и плохих поступков малыша, обсуждение с ним содержания его поступков.

Воспитание ни в коем случае не должно не соответствовать поведению самого воспитателя или родителя.

Воспитательный процесс дошкольников должен происходить в игровой форме. Нравственное воспитание младших школьников уже может включать в себя элементы обучения, интеллектуальной деятельности.

Рекомендуется демонстрировать ребенку последствия его поступков и действий: «видишь, ты убрал за собой игрушки — благодаря этому здесь теперь чисто, аккуратно и можно бегать».

Большое значение отводится чтению сказок и историй, в которых происходит борьба «добрых» и «злых» персонажей. Для формирования творческого мышления и воображения можно придумывать сказку совместно с ребенком.

Нравственное воспитание при помощи сказок — видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button