Готов ли ребенок к школе: на что стоит обратить внимание
Переход во взрослую жизнь начинается тогда, когда дети идут в первый класс. Поскольку для малышей это всегда стресс, необходимо как можно раньше определить, готов ли ребенок к школе. Здесь речь идет не только о навыках или знаниях, но и о психологической подготовке. Если родители уделять достаточно внимания этим аспектам, то первый класс пройдет для их чада безболезненно. К тому же такой анализ покажет, что именно стоит подтянуть в его развитии.
Готовность номер один
По традиции уровень подготовки будущего ученика часто оценивают только с одной стороны — интеллектуальной. Ребенок должен знать и понимать определенные понятия, а также обладать базовыми навыками обучения.
Тем не менее психолог Нина Гуткина обращает внимание на другие сферы развития ребенка:
- психологическую;
- произвольную (делать что-то автоматически, без принуждения);
- речевую;
- мотивационную.
Образования начинается с этих областей становления личности человека. Уделяя каждой из них достаточно времени, можно понять, готов ли ребенок к школе. В итоге по окончании дошкольного возраста у малыша появится неудержимое желание учиться. Также у него сформируется определенная позиция — он захочет стать учеником.
Это проявится в его:
- стремлении постоянно удовлетворять свою потребность в знании;
- готовности вступить во взрослую жизнь;
- побуждении занять свое место в обществе.
Вдобавок меняется мышление будущего школьника. Он учится оценивать свои поступки, умения. Его больше интересует: правильно ли он выполнил задание или какой отметки заслужила его работа.
Когда ребенок пойдет в первый класс, то авторитетом для него станет учитель, а не мама или папа. Это может вызвать бурю возмущений со стороны родителей. Однако не нужно остро реагировать на такую метаморфозу. Лучше проявить к нему терпение, понимание и тактичность. Первоклассник нуждается в поддержке и эмоциональной чуткости. В этот момент ему нужны друзья, а не главнокомандующие.
Готов ли ребенок к школе?
По словам педагога-психолога Любови Елизаровой, достичь успеха в учебу школьник сможет лишь тогда, когда будет подготовлен интеллектуально и мотивационно.
Поэтому она советует уделить внимание 3 аспектам его развития:
- Поведению. Малыша нужно научить самообладанию. Он не должен делать только то, что хочет. Дисциплина — важная составляющая успешного человека.
- Способности учиться. С ребенком важно проводить интеллектуальные занятия. При этом он должен приобрести 2 ценных навыка: быстро усваивать материал/правила и применять их к аналогичным заданиям.
- Речи. Разговоры детей часто свидетельствуют об их уровне умственного развития. В большинстве случаев из-за слабого фонетического слуха ребенок неправильно произносить слова.
Последней сфере необходимо уделять достаточно времени. От умения различать звуки будет зависеть способность ученика грамотно писать и читать. Именно на фонетическом методе восприятия построены многие методики обучения в школах.
Психологическую готовность поможет определить школьный психолог. Тем не менее иногда это можно сделать самостоятельно.
Когда родитель становится психологом
Понять степень психоэмоциональной подготовки к учебе возможно благодаря обычной наблюдательности. Проверить, есть ли у первоклассника мотивация к учебе, помогут несколько особенностей личности без 5 минут взрослого.
Такой ребенок:
- любознательный;
- с восторгом рассказывает о новых знаниях;
- не боится делать ошибки;
- проявляет настойчивость, упорно добиваясь успеха;
- любит читать или слушать книги;
- с удовольствием ходит в школу;
- может сконцентрироваться на одном задании (сборке пазлов или конструктора).
Однако иногда дети бывают настолько избалованы, что в них невозможно увидеть эти особенности. Тогда родителям стоит сосредоточиться на интеллектуальной подготовке своего чада.
Определить, готов ли ребенок к школе, поможет его способность:
- играть по правилам;
- аккуратно рисовать или раскрашивать;
- пересказывать мультфильмы, прочитанные сказки;
- воспроизводить увиденное (мозаику, конструктор, рисунок или другой образец);
- классифицировать всевозможные объекты;
- задавать, а также отвечать на вопросы.
Именно такие умения и навыки показывают, что малыша можно отдавать в школу. Однако родителям важно самим решать, когда это лучше сделать. Ведь только они хорошо знают и понимают своего ребенка.