Виды делового общения: как построить взаимоотношения
Деловое общение позволяет качественно осуществлять взаимоотношения с подчиненными коллегами и партнерами. Виды делового общения — набор правил, определяющих правильное поведение каждого человека в зависимости от ситуации и занимаемого положения, которые используют в различных случаях, начиная от обсуждения науки, заканчивая заключением торговых контрактов. Без деловой этики вести переговоры и даже сам разговор, в современном мире становится невозможно.
Деловое общение эффективно благодаря каналу связи между собеседниками. Им необходимо:
- соблюдать правила этики и морали;
- выслушивать друг друга по очереди;
- организованно приводить аргументы;
- содействовать скорейшему разрешению проблем.
Причем каждый, при необходимости, способен признать свои ошибки.
Формы делового общения
Деловое общение состоит из трех основных функций. Это:
- Информационно-коммуникативная. Все участники разговора обмениваются знаниями между собой посредством беседы, или же переговоров. Данный тип общения требует от всех участников максимальной концентрации на теме. Поэтому она должна быть действительно захватывающей, чтобы всем было интересно, и никто не «выпал».
- Интерактивная. Состоит в планировании очередности действий у участников общения. Благодаря обмену впечатлениями, сотрудники одного предприятия способны оценивать действия друг друга.
- Перцептивная. Выражается в восприятии одного человека другим по ходу общения. Иными словами, наблюдая за деятельностью коллеги, можно не только запомнить новую информацию, но и параллельно анализировать ее, накладывая на личный опыт, сопоставляя с личными представлениями. Чтобы личность могла полноценно развиваться, ей необходима перцепция, поэтому в той или иной мере ею обладает каждый человек.
Все функции и принципы делового общения очень тесно связаны друг с другом, поэтому за разговор они могут сменяться неограниченное количество раз. Роль каждой зависит от цели, которая была поставлена собеседниками перед началом основного разговора.
При общении с деловыми людьми необходимо соблюдать три основы:
- Содержательная направленность — предоставляемая информация должна быть лаконичной.
- Выразительная часть речи обязана затрагивать эмоциональные составляющие собеседника.
- Побудительная часть полностью направляется на мысли и чувства.
С помощью делового общения и соблюдения его основ можно ускорить контакт с другими людьми.
Виды делового общения, формы и этапы
Деловое общение отличается тем, что личностное «Я» отодвигается на второй план ради достижения определенных целей.
В целом, деловое общение можно разделить на этапы:
- Появление мотива.
- Подготовка к общению, составление плана, подготовка информации и доводов.
- Начало разговора, создание «климата отношений».
- Выделение проблемы, изложение собственной позиции по поставленному вопросу.
- Выяснение позиции собеседника посредством беседы.
- Убеждение, обмен аргументами.
- Решение проблемы.
- Принятие решение и результат.
Для всех видов делового общения важно умение располагать к себе собеседника. Для этого нужно совершенствовать умение выражать свои мысли и также учитывать национальные и культурные особенности людей, с которыми предстоит беседа. Помимо этого, следует быстро анализировать ситуацию и принимать правильное решение.
Виды устного делового общения можно разделить на:
- Монолог. Является отражением единственной точки зрения. Сюда можно отнести презентации, торжественные речи, доклады.
- Диалог. Состоит из межличностного общения, которое подразделяется на формы: беседы, переговоров, совещания, дискуссии и интервью. Одна из популярных форм — переговоры, поскольку они обеспечивают наилучшую коммуникацию всех собеседников, позволяя им задавать вопросы и получать на них развернутые ответы.
Невербальные коммуникации, жесты и мимика также активно используются и в деловом общении, если их использование позволяется согласно деловому этикету. Это также требует хорошего знания культуры и национальности собеседника, поскольку некоторые жесты могут оказаться для него оскорбительными.
Публичные выступления относятся к сложной форме делового общения. Выступающий обязан иметь хорошую дикцию и ораторское мастерство, чтобы удержать на себе внимание аудитории. Манеры должны соответствовать особенностям и составу публики.
Также довольно часто встречается контактная деловая беседа, в которой собеседники общаются «вживую», обсуждая какие-либо конкретные вопросы. Как правило, это руководители.
Существует и письменный вид делового общения. К этому типу относятся любые документы, заверенные подписью или печатью. Должны отсутствовать ошибки, неправильное построение предложений. Стиль письма должен четко и ясно отражать суть послания, иметь опрятный вид, что позволит произвести на партнеров лучшее впечатление.