Стили педагогического общения — основа будущего общества
Коммуникация — важная составляющая процесса обучения, которая помогает наладить отношения с учащимися. Поэтому стили педагогического общения играют важную роль в развитии личности ребенка.
Они включают в себя все методы и способы взаимодействия с:
- учениками;
- родителями;
- другими педагогами.
Эти модели поведения формируются в зависимости от внутреннего мира человека, творческого потенциала и организаторских способностей. К тому же его обращение с окружающими во многим зависит от его отношения к ним. Поэтому важно определить свою методику развития взаимоотношений с учащимися. Именно она поможет достичь главной цели учителя — затронуть сердце воспитанника.
Стили педагогического общения в 3 направлениях
Перед каждым педагогом стоит задача завоевать расположение ученика. Для этого ему необходимо использовать приемы динамического влияния на ученика, которые помогают наладить деловые и эмоциональные контакты.
В некоторых случаях ему понадобится применить одну из тактик:
- заражение — имеет невербальный характер;
- внушение — постановка мотивации с помощью лозунгов;
- убеждение — приведение доводов, аргументов;
- подражание — личный пример.
В первую очередь педагог обязан определить модель взаимоотношений с учеником. Далее ему нужно поставить перед ним цель и составить план ее достижения. Сделать это поможет детальное рассмотрение стилей педагогического общения, разработанных психологами.
Периодически педагог обязан проводить анализ характера диалога с учеником. Такая оценка поможет ему увидеть свои сильные и слабые стороны личности, а также профессиональные качества.
Авторитарный стиль — тандем строгости и наказания
Правила, ограничения и запреты — особенности этого стиля взаимодействия с учеником. Любое неподчинение в таком «королевстве» карается наказанием.
Следствием авторитарной власти являются:
- постоянные конфликты;
- обиды;
- недоброжелательные отношения с учеником;
- отчужденность ребенка;
- злоба.
Находясь в таком напряженном состоянии, ученик будет испытывать тревогу, а также неуверенность в себе. При этом чувство незащищенности станет его верным спутником. Тем не менее такие последствия не мешают многим преподавателям использовать эту методику при воспитании детей дошкольного возраста.
Они считают, что достичь отличных результатов в обучении можно только с помощью:
- строгой дисциплины;
- наказаний;
- чрезмерной опеки;
- диктаторского тона.
Авторитарный стиль включает в себя строгий контроль за соблюдением установленных правил и сроков. Такой педагог старается оценивать результаты только со своей позиции. К тому же он устанавливает четкую цель перед учащимися.
Корень проблемы авторитарного стиля педагогического общения — низкий уровень психологической культуры воспитателя. Вдобавок педагог отказывается учитывать индивидуальные особенности воспитанника. В итоге между ними пропасть только увеличивается.
Демократический стиль — власть народа
Эта система взаимодействия строится на доверии, уважении, а также обратной связи. Тесное общение с учеником позволяет педагогу наладить с ним эмоциональную связь. В итоге личность ребенка полноценно развивается, а не подавляется разного рода наказаниями или строгими рамками.
Такое дружеское общение с учащимися:
- способствует умственному развитию детей;
- раскрывает их творческий потенциал;
- формирует эмоционально положительные отношения в коллективе;
- развивает уверенность детей в своих силах;
- побуждает к тесному и слаженному сотрудничеству.
Демократичный стиль общения является самым эффективным в педагогической практике. Благодаря эмоциональной привязанности учителю легче повлиять на сознание ребенка.
Педагоги-демократы готовят полноценных членов общества, готовых к совместной деятельности. Такие учащиеся четко понимают свою роль в коллективе. При этом они готовы брать на себя ответственность и способны признавать свои ошибки.
Либеральный стиль — успешный старт анархии
Отсутствие ответственности и последовательности в принятии решений — особенности либерального педагога. Зачастую он забывает об установленных ранее правилах, поэтому предъявляет другие. Из-за этого подрывается его авторитет.
К тому же учитель способен переоценивать возможности своих воспитанников. Для него они:
- достаточно самостоятельны;
- необычайно честные;
- всегда инициативные;
- общительные.
По этой причине учитель доверяет им многое и всегда на них рассчитывает. Основная задача такого воспитателя — сохранить хорошие отношения с учениками.
Либеральный педагог — человек настроения. Поэтому оценки он зачастую ставит, отталкиваясь от своего внутреннего состояния, а не знаний учащихся.
Перечисленные стили педагогического общения редко встречаются в «чистом» виде. Благодаря тому, что преподаватели комбинируют разные приемы и способы общения, они могут находить подход к каждому воспитаннику.
Наиболее приемлемые стили педагогического общения и управления — видео
https://www.youtube.com/watch?v=PCY6hSua8d4