Какова роль самооценки в выборе профессии
Человек строит планы на будущее, исходя их своих возможностей. Но какова роль самооценки в выборе профессии и насколько можно реализоваться в жизни, не имея адекватного представления о собственных способностях?
Для того чтобы познать себя, потребуется немало поработать над анализом окружающего мира и взаимоотношений с другими людьми. Придется научиться выставлять правильную оценку их поступкам и намерениям. Сравнивая себя с теми, кто рядом или с наиболее успешными современниками, можно выстроить стратегию поведения, помогающую идти вперед, к заранее определенной цели.
Принципиальные особенности профессионального самоопределения
Если ставить перед собой грандиозные задачи, реализация которых будет затруднена и, на первый взгляд, малоосуществима, можно будет заметно продвинуться вперед. Ведь для этого придется прилагать неимоверные усилия — активно развиваться и совершенствоваться. В процессе самопознания человеку нужно будет понять, над какими качествами характера стоит поработать, а какие следует искоренить.
Чтобы правильно составить программу предстоящего самовоспитания следует изучить свои возможности. И связать их с нормами поведения, принятыми в социуме, общественными представлениями об идеалах.
Нужно понимать какую роль играет самооценка в выборе профессии. И что без нее довольно сложно определиться подросткам и старшеклассникам, стремящимся выбрать вид будущей деятельности, максимально соответствующий имеющимся способностям. Поиск профессии у старших школьников построен на признании у себя нравственно-волевых качеств. И только затем во внимание принимаются интеллектуальные и организаторские возможности.
Требования человека к самому себе обычно зависят от согласованности идеального и реального образа собственного «Я». Люди с сильной волей и высокой мотивацией способны достичь идеала за счет усиленной работы над собой.
Профессиональное самоопределение у них происходит следующим образом:
- развитие самосознания за счет формирования системы ценностей;
- построение модели будущего;
- создание идеального образа профессионала.
Такой феномен самопознания, как самооценка не заложена в человеке природой. Ее нужно формировать самостоятельно, в процессе личностного развития. К тому же, она имеет разную степень объективности. Адекватная самооценка крайне необходима для профессиональной ориентации.
Какова роль самооценки в выборе профессии: особенности «Я-концепции»
«Я-концепцией» называется общая система установок, затрагивающих собственную личность, формирующих специфическое представление о самом себе. Лишь некоторые из старшеклассников, на пороге взрослой жизни, способны адекватно воспринимать себя и оценивать свои возможности. Большинство либо переоценивает свои личностные качества, либо занижает. И в том и другом случае, выбор профессии осуществляется неправильно, так как обязательно приводит к разочарованию.
Есть три уровня адекватности самооценки у старшеклассников:
- Высокий. Самооценка способностей, основных качеств личности и интересов полностью совпадает с представлениями родителей и педагогов. При этом подтверждается определенными достижениями.
- Средний. Наблюдается переоценка или недооценка своих возможностей и частичное несовпадение с мнением взрослых. Поэтому выбор профессии осуществляется без учета своей пригодности.
- Низкий. На основании резкой переоценки или недооценки своих личностных качеств происходит необоснованный выбор профессии.
Формирование «Я-концепции» происходит в несколько этапов:
- Осознание себя и выделение своего тела из окружающего мира в первые два года жизни.
- Формирование отношения к самому себе в дошкольный период. Становится заметной преобладающая роль родителей и стремление ребенка в связи с этим, перенять некоторые их формы поведения.
- В младших классах самооценка связана с самоуважением, основанным на академических способностях и успеваемости.
- Самооценка подростков более отвлеченная. Происходит развитие «эго-идентичности», целостного представления о своей личности.
Чтобы разобраться с тем, какая роль отводится самооценке в выборе профессии, нужно понять, что именно от нее зависит адаптация личности в социуме. Самооценка определяет поведение и регулирует активность и деятельность подростков.