Деятельность

Психология личности учителя: от чего зависит успешная работа

Психология личности учителя оказывает значительное влияние на развитие интересов и самостоятельного творческого мышления школьников, социальной и нравственной составляющей их деятельности. Причем основным фактором в его работе можно считать именно педагогическую направленность, от которой зависит отношение к детям и своей профессии.психология личности учителя

Особенности личностных качеств преподавателей

особенности личных качествУчитель, направленный на принятие личности ребенка, понимает его уникальность, осуществляет действенные меры для его полноценного развития.

Основными требованиями, которые предъявляются педагогу, являются:

  • любовь к детям;
  • стремление к педагогическому труду;
  • всесторонняя образованность;
  • нравственность;
  • педагогическая интуиция;
  • знание и умение применять на практике различные методы обучения и воспитания.

Этих свойств и качеств личности учитель достигает в результате систематической и планомерной работы над собой.

Дополнительными требованиями к педагогу можно назвать легкость в общении, эстетичный внешний вид, доброжелательность, артистичность. Индивидуальность учителя включает в себя как главные педагогические качества, так и второстепенные.

Для того чтобы достичь высоких результатов в своей деятельности, учитель должен обладать педагогическими способностями, то есть иметь ряд психологических особенностей личности.педагогическая деятельность

Классификацию этих особенностей составил специалист в области психической педагогики Ф. Н. Гоноболин:

  • дидактические — от них зависит доступность излагаемого педагогом материала, выбор методов обучения;
  • академические — полноценное усвоение соответствующих знаний и навыков в определенной отрасли науки;
  • экспрессивные — обеспечивают эмоциональную выразительность речи;
  • организаторские — позволяют поддерживать порядок в классе, способствуют созданию дружного коллектива;
  • авторитарные или суггестивные — способности эмоционально-волевого влияния на детей, выраженные в отличной возможности повысить свой авторитет;
  • перцептивные — глубокое понимание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их внутреннего состояния.

Как считается в психологии личности учителей определяют их профессиональные позиции и уровень педагогических возможностей.

Психология личности учителя: типы концепций

тип личности учителя

В концепции центрации А.Б. Орлова, отражена направленность педагога, его мотивационно-потребностная сфера, которая может быть:

  • эгоистической — когда преподаватель выражает интересы своего «Я»;
  • конформной — сосредоточенной на мнениях коллег;
  • авторитетной — полностью учитывающей все запросы родителей учеников;
  • познавательной — концентрации на соблюдении требований средств обучения и воспитания;
  • гуманистической — учитывающей не только собственные интересы преподавателя, но и учащихся их родителей, администрации, коллег;
  • альтруистической — когда учитываются только интересы учащихся.

Все типы центраций, за исключением гуманистической, представляют авторитарную и обезличенную педагогику. Альтруистическая центрация провоцирует либерально-попустительский стиль преподавания и общения. Педагог с гуманистической центрацией может стать фасилитатором и обеспечивать успешное групповое общение, а также стимулировать процесс обучения.

психология личности учителяПод педагогическими способностями понимаются свойства личности учителя устойчивого характера, которые отличаются определенной чувствительностью не только к условиям учительского труда, но и к его средствам и объекту. Благодаря им осуществляется возможность формирования требуемых качеств и личностей воспитуемых.

Психология личности учителя — видео-лекция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button