Психология личности учителя: от чего зависит успешная работа
Психология личности учителя оказывает значительное влияние на развитие интересов и самостоятельного творческого мышления школьников, социальной и нравственной составляющей их деятельности. Причем основным фактором в его работе можно считать именно педагогическую направленность, от которой зависит отношение к детям и своей профессии.
Особенности личностных качеств преподавателей
Учитель, направленный на принятие личности ребенка, понимает его уникальность, осуществляет действенные меры для его полноценного развития.
Основными требованиями, которые предъявляются педагогу, являются:
- любовь к детям;
- стремление к педагогическому труду;
- всесторонняя образованность;
- нравственность;
- педагогическая интуиция;
- знание и умение применять на практике различные методы обучения и воспитания.
Этих свойств и качеств личности учитель достигает в результате систематической и планомерной работы над собой.
Дополнительными требованиями к педагогу можно назвать легкость в общении, эстетичный внешний вид, доброжелательность, артистичность. Индивидуальность учителя включает в себя как главные педагогические качества, так и второстепенные.
Для того чтобы достичь высоких результатов в своей деятельности, учитель должен обладать педагогическими способностями, то есть иметь ряд психологических особенностей личности.
Классификацию этих особенностей составил специалист в области психической педагогики Ф. Н. Гоноболин:
- дидактические — от них зависит доступность излагаемого педагогом материала, выбор методов обучения;
- академические — полноценное усвоение соответствующих знаний и навыков в определенной отрасли науки;
- экспрессивные — обеспечивают эмоциональную выразительность речи;
- организаторские — позволяют поддерживать порядок в классе, способствуют созданию дружного коллектива;
- авторитарные или суггестивные — способности эмоционально-волевого влияния на детей, выраженные в отличной возможности повысить свой авторитет;
- перцептивные — глубокое понимание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их внутреннего состояния.
Как считается в психологии личности учителей определяют их профессиональные позиции и уровень педагогических возможностей.
Психология личности учителя: типы концепций
В концепции центрации А.Б. Орлова, отражена направленность педагога, его мотивационно-потребностная сфера, которая может быть:
- эгоистической — когда преподаватель выражает интересы своего «Я»;
- конформной — сосредоточенной на мнениях коллег;
- авторитетной — полностью учитывающей все запросы родителей учеников;
- познавательной — концентрации на соблюдении требований средств обучения и воспитания;
- гуманистической — учитывающей не только собственные интересы преподавателя, но и учащихся их родителей, администрации, коллег;
- альтруистической — когда учитываются только интересы учащихся.
Все типы центраций, за исключением гуманистической, представляют авторитарную и обезличенную педагогику. Альтруистическая центрация провоцирует либерально-попустительский стиль преподавания и общения. Педагог с гуманистической центрацией может стать фасилитатором и обеспечивать успешное групповое общение, а также стимулировать процесс обучения.
Под педагогическими способностями понимаются свойства личности учителя устойчивого характера, которые отличаются определенной чувствительностью не только к условиям учительского труда, но и к его средствам и объекту. Благодаря им осуществляется возможность формирования требуемых качеств и личностей воспитуемых.