Понятие деятельности в психологии: ее виды, структура и особенности
В основе современной психологической науки фигурируют такие базовые понятия как «личность», «сознание», «деятельность», «общение». Часто понятие деятельности в психологии трактуется как своеобразная форма отношения субъекта к окружающему его миру. Причем это отношение сознательное, направленное на его освоение и преобразование в той мере, в какой представляется индивиду целесообразным. Роль сознания зависит от вида деятельности — в научной, трудовой или игровой ее психологическая составляющая различна.
Деятельность признана основой формирования личности.
Целенаправленное отношение к миру реализуется в следующих ее видах: познавательном, оценочном, духовном или материальном, репродуктивном, творческом и многих других.
Понятие деятельности в психологии: особенности процесса
Современной психологической наукой личность рассматривается как субъект, который способен реализоваться в различной деятельности, прежде всего это относится к труду и общению. Деятельность животных отличается от человеческой деятельности тем, что они могут воспринимать лишь внешние, явные аспекты окружающего мира и реагировать на них, а человеку, благодаря общению и возможности коллективного труда, становится понятны символические формы отношений.
Главные компоненты деятельности субъекта:
- познавательный — восприятие окружающего мира с помощью органов чувств, запоминание определенных моментов и их осознание;
- волевой — осуществление целенаправленной деятельности, необходимой для достижения поставленной цели;
- эмоциональный — мотивирующие деятельность психофизические процессы.
Психологическая структура, подтверждающая в психологии понятие деятельности и характерная для любого ее вида:
- мотив — причина, побуждающая индивида начать действовать в определенном направлении;
- цель — результат, к которому предполагается стремиться, формируется под влиянием мотива;
- предмет — объект, в который деятельность человека вносит свои изменения, может быть как материальным, так и идеальным (мыслительный вид);
- средства — психофизиологические возможности и ресурсы субъекта, орудия труда;
- условия — особенности среды и психологического состояния индивида;
- продукт — результат осуществленной деятельности.
Советским психологом и философом, С.Л. Рубинштейном, были отмечены следующие особенности человеческой деятельности:
- ее субъектность, позволяющая рассматривать человека как агента действия;
- целенаправленность, сознательность;
- может осуществляться в виде совместной деятельности нескольких субъектов;
- всегда происходит в реальности, является предметной и содержательной;
- в творческой и самостоятельной деятельности происходит формирование и развитие человека и его психики, а также появляется возможность их объективного исследования.
Именно через деятельность человек выражает свою связь с окружающим миром и демонстрирует включенность в нее психических аспектов.
Виды деятельности
Несмотря на то, что понятия деятельности в психологии человека довольно разнообразны, и имеют много описаний, в психологии принято выделять три ее основных типа:
- Трудовая деятельность— процесс, нацеленный на результат, получение продукта.
- Учение — деятельность по приобретению знаний, навыков и умений.
- Игра — особый вид деятельности, позволяет овладеть общественным опытом. Ускорить нравственное развитие детей, особенно за счет социальных ролей.
Деятельность, определяющую формирование у человека основных психологических образований, на каждой из стадий развития, принято называть ведущей деятельностью.