Деловое общение: курс на успешный бизнес
Успех бизнеса на 90% зависит от тесного сотрудничества коллектива. Именно деловое общение является прочным фундаментом, на котором строится деятельность любого предприятия. Ведущую роль в этом процессе играет руководитель. Он направляет подчиненных в нужную сторону, а также способствует их профессиональному развитию и росту.
Этика делового общения помогает работникам компании успешно взаимодействовать с:
- коллегами;
- клиентами;
- конкурентами;
- партнерами;
- представителями СМИ.
Поэтому стоит понимать, что, как и когда говорить. Особое внимание необходимо уделить своим манерам поведения.
Эмоциям в сфере бизнеса совсем нет места, поэтому важно научиться их сдерживать.
Деловое общение и его 6 разновидностей
Коллектив можно сравнить с организмом. Без слаженной работы он уничтожает сам себя. В связи с этим усилия каждого работника компании должны быть направлены на достижение единой цели. На эффективность такого сотрудничества влияет культура речи и деловое общение между коллегами.
В основном выделяют 6 видов таких коммуникаций:
- Беседа. Рассматриваются детали рабочего процесса. Обсуждаются трудности, вопросы, задачи, а также пути их решения.
- Переписка. Обмен информацией происходит с помощью писем. Составляя их, учитывают сроки, особенности оформления и лаконичность изложения материала.
- Дискуссия. Помогает рассмотреть тему с разных сторон, учитывая все точки зрения. Участники дискуссии не могут открыто выражать свои эмоции.
- Совещание. Такое собрание проводится для того, чтобы глубже вникнуть в вопрос, требующий неотложного решения.
- Выступление. Докладчик предоставляет слушателям информацию, которая носит ознакомительный характер. От него требуется высокий уровень грамотности, а также изложение материала в логической последовательности.
- Переговоры. Официально деловое общение происходит между несколькими начальниками крупных компаний, которые предъявляют свои условия. Задача такого взаимодействия — принятие единогласного решения.
Фундаментальное качество делового общения — признание собственных ошибок. Нужно всегда извиняться за причиненные неудобства и дальше продолжать вести переговоры. Именно такая позиция в бизнесе способствует прогрессу.
Официальное общение предполагает обмен информацией в одной сфере деятельности. Если тема достаточно сложная или представлена в виде доклада, тогда присутствующим нужно быть особенно внимательными. Неподдельный интерес к обсуждаемому вопросу поможет лучше понять услышанное. Кроме того, куратору совещания важно спланировать очередность действий участников. При этом каждому из присутствующих стоит научиться анализировать поведение своих коллег, чтобы правильно оценивать ситуацию.
Постигаем 7 этапов делового общения
Репутация компании зарождается в ее стенах, конференц-залах. Высокий уровень делового взаимодействия между руководителем и коллективом служит гарантией слаженной работы предприятия.
Чтобы правильно организовать профессионально-деловое общение, необходимо задействовать все 7 этапов этого процесса:
- Формирование мотивации. На стадии подготовки каждая из сторон анализирует важность предстоящего сотрудничества. Они определяют цели, участие и значимость будущего партнерства.
- Создание контакта. Первое впечатление от встречи складывается на основании внешнего вида собеседника, а также его приветствия. Особое место здесь отведено тактильному контакту — рукопожатию.
- Определение проблемы. Партнеры обсуждают значимые противоречия в этом деле, фактические трудности и предстоящие сложности.
- Обмен информацией. Межличностное деловое общение с оппонентом сводится к предъявлению конкретных фактов, аргументов. Каждой из сторон важно подтвердить правдивость своих слов надежными источниками.
- Пути решения. В ходе переговоров часто возникают противоречия. Поиск конструктивного решения поможет наладить доверительные отношения.
- Заключение контракта. Без письменного подтверждения сделку нельзя считать действительной. Подписание договора — основная цель делового общения.
- Оценка результатов. По прошествии определенного времени партнеры снова встречаются. Теперь они обсуждают и анализируют, насколько продуктивным было их сотрудничество.
Репутация компании — это ее бьющееся сердце, а также гарант и основа успеха.
Если фирма теряет лицо, она, фактически, прекращает свое существование. Хорошее имя зарабатывается не только финансовыми достижениями, сделками, но и манерой поведения ее руководителей.
Начальник должен поставить перед своей командой четкую цель развития компании. Это поможет подчиненным планировать свою работу так, чтобы профессионально развиваться и двигаться вперед. Такая целенаправленность усилий позиционирует коллектив на достижение результатов. Кроме прочего, каждый сотрудник обязан понимать свою роль в развитии фирмы.
Учимся деловому общению
Процесс такого взаимодействия требует полной сосредоточенности внимания. Важно не только владеть необходимой информацией, но и учитывать особенности официального стиля поведения.
Для этого нужно освоить 5 ключевых приемов такого искусства:
- Умение слушать собеседника. Достойное обслуживание клиентов — гарант успешного бизнеса. Посетитель должен чувствовать себя комфортно, уверенно и легко. Только в таком случае он вернется сюда снова.
- Способность контролировать ситуацию. Для начала важно научиться сдерживать свои эмоции, ведь в деловом мире им не место. Преуспевающие бизнесмены знают, когда лучше промолчать. К тому же они всегда в курсе всех происходящих в компании событий.
- Сохранение честности. Зачем это нужно? Ради создания безупречной репутации. Несколько лет кропотливой работы — и десятилетия успешного бизнеса гарантированы.
- Сосредоточенность на главном. Ежедневно начальнику приходится обрабатывать, анализировать и систематизировать нескончаемый поток информации. Чтобы все успеть, ему следует правильно расставлять приоритеты.
- Отделенность бизнеса от личной жизни. Семейные неурядицы, личную неприязнь и межнациональную вражду следует оставлять за пределами фирмы. Такие негативные эмоции только вредят развитию бизнеса.
Чтобы произвести непревзойденное впечатление на клиента или партнера, нужно стать для него максимально полезным. Хорошим тоном считается чашка кофе/чая с вкусным угощением.
Стили делового общения или позиционирование руководителя
Применяя перечисленные приемы делового взаимодействия на практике, необходимо всегда соблюдать субординацию между начальством и подчиненными.
В связи с этим деловое общение классифицируют на 4 стиля:
- Авторитарный. Директору принадлежит абсолютная власть. От него поступают конкретные указания, и он хочет видеть их беспрекословное исполнение.
- Демократичный. Начальник учитывает мнение, а также идеи коллектива. В некоторых случаях он даже советуется с подчиненными.
- Свободный. Руководитель не вмешивается в работу своей команды. Такой стиль управления присущ неопытным или молодым должностным лицам.
- Научный. Его применяют в учебных заведениях, а также исследовательских учреждениях. Для него характерны предельная лаконичность, выдержанность и строгость.
Благодаря мастерству делового общения миллионы смогли наладить контакт с серьезными фирмами, завоевать расположение клиентов и создать дружескую атмосферу в коллективе. Однако на этом они не остановились. Опытные руководители все также продолжают оттачивать навыки делового общения.