Домой Дети Эстетическое воспитание подрастающего поколения: методология, возрастные особенности

Эстетическое воспитание подрастающего поколения: методология, возрастные особенности

Эстетическое воспитание в педагогической науке — это формирование умений воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире.  У молодого поколения вырабатывается система критериев при помощи, которых оценивается эстетика различных объектов.

Правильно заложенное в детстве эстетическое восприятие помогает в будущем создавать прекрасные вещи, внедрять принцип эстетизма в повседневную жизнь. Тяга к красоте способствует развитию творческих способностей ребенка, формирует художественный вкус.

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью культуры человека в целом. Оно выступает катализатором развития духовности, индикатором поведения человека в социуме. Отсутствие глубоких эстетических установок находят отражение в образе действий, которые противоречат общим гуманитарным принципам.

Цели и задачи

эстетическое воспитаниеЧеловек глубоко проникнутый чувством прекрасного переносит критерии эстетизма не только на неодушевленные предметы, но и на отношения с окружающими.  Эстетика чувств способствует укоренению идей гуманизма, духовности, нравственности.

Цель эстетического воспитания школьников – способствовать формированию всесторонне развитой личности, развивать художественный вкус.

К первоочередным задачам эстетического воспитания относят:

  1. Аккумулирование в сознании впечатлений о прекрасном.
  2. Формирование художественного вкуса.
  3. Развитие познавательного интереса к явлениям и предметам, входящим в фонд мировой культуры.
  4. Стимулирование тяги к творчеству.

Методы и средства

формирование эстетических ценностейДля формирования у детей системы эстетических ценностей используют традиционную триаду методов – наглядные, словесные, практические. Помимо этого, существуют также специальные методики.

Они направлены на развитие эстетических взглядов посредством:

  • изучения красоты окружающей природной среды;
  • приобщения к различным видам искусства (музыка, живопись, литература, театр);
  • занятия продуктивной трудовой деятельностью.

средства эстетического воспитанияВнедрение каждого метода требует применение соответствующих средств эстетического воспитания. Максимальную эффективность имеет знакомство учащихся с произведениями искусства – картинами, скульптурами, архитектурными постройками. Их изображения используют для демонстрации в виде наглядных пособий.

методы эстетического воспитанияОщутимое воздействие на формирование эстетических взглядов человека оказывают природные объекты. Неповторимость ландшафтов, присущих родному краю, накладывает отпечаток на базовые идеалы красоты, которые закладываются с детства в сознании ребенка. Своеобразными средствами эстетического воспитания также выступают объекты флоры и фауны, присущие природной зоне, где проживает человек.

Потребности в эстетических ценностях формируются благодаря межличностному общению. В первую очередь, облагораживанию подлежит культура языка и речи.

Это касается отчуждения слов-паразитов, нормированного использования чужеродных терминов и сленга, правильности произношения.

Формирование эстетических взглядов в разных возрастных группах

эстетическое воспитание в садикеМетодика воспитания эстетизма у детей основана на их восприимчивости к разным категориям объектов, в зависимости от возраста.  По мере взросления индивидуума меняется его чувствительное акцентирование природы и социума.

Известный российский педагог П. Блонский  выстроил шкалу  сентизитивности:

  • цвет;
  • предмет;
  • растения и животные;
  • пейзаж;
  • предметы искусства;
  • человек.

Дошкольники

дошкольникиПервые общие понятия и образы формируются у малыша к 2-х летнему возраста. От эпизодического восприятия действительности он переходит к целенаправленному наблюдению.  Постепенно развивается память и мышление.

Маленькие дети отличаются впечатлительностью и эмоциональностью. Приятные эмоции откладываются в памяти и побуждают к их повтору. В этот период ребенок позитивно реагирует на музыку, лепку, рисование. В первую очередь, работают его чувства — осязание, слух и зрение.

Дошкольники легко запоминают ноты, учатся различать цвета и гармонично их сочетать. Большое внимание уделяется созданию объемных образов и моделей. Дети с удовольствием занимаются лепкой, конструированием, рукоделием.методы эстетического воспитания

Начальная школа

Восприятие у учащихся младших классов еще остается разбросанным, мозаичным, поверхностным. Ребенок не задерживает надолго внимание на одном предмете. Его больше интересует динамичность сюжета, нежели описательная картина.

Для знакомства с произведениями искусства надо отбирать иллюстрации, имеющие ярко выраженную сюжетную линию.

В плане развития культуры младшим школьникам рекомендуется посещение театра.  Литературные произведения, разыгранные на сцене актерами, создают мощный эмоциональный фон. Ребенок сопереживает героям, получает удовольствие от просмотра постановки.

Продолжается приобщение к занятию искусством.  Ученики начальных классов в большей степени сконцентрированы на процессе рукотворчества, чем на самом конечном результате.  Сдерживающим фактором выступает неусидчивость и повышенная активность детей младшего школьного возраста.

Подростки

подросткиУчащиеся в средней школе уже владеют базовыми знаниями по эстетике, способны применять их на практике. Однако желание выделиться из общей среды часто бросает подростков в крайность, стирает грань между прекрасным и нелепым, абсурдным.

Условия современной жизни диктуют новые подходы к формированию эстетических взглядов.  Необходимо рассматривать не только классические направления искусства, но и новейшие арт-тенденции.

Молодежь, в первую очередь интересуют:

  • музыка – рэп, рок;
  • живопись – компьютерная графика, граффити;
  • литература – комиксы.

Выпускники

Старшеклассники обладают системой мировоззренческих взглядов. Через их призму они воспринимают эстетическую сущность окружающих предметов и явлений. Основное внимание уделяется рассмотрению эстетических сторон поведения человека и межличностных отношений.

Что дает детям школа эстетического воспитания — видео

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Новые статьи:

10 шагов к успеху в любви

Что поможет в этой жизни обрести долгожданное счастье? И почему у одних справиться с задачей удается, а другие ходят по «кругу»? Все просто –...

Привычки успешных людей: ежедневное формирование характера

Известно, что привычка — вторая натура. Поэтому будет полезно рассмотреть привычки успешных людей, чтобы в итоге им подражать. По словам Аристотеля, человек является тем,...

Путь к успеху — все границы только в нашей голове

Многие считают, что путь к успеху открыт только для избранных. Миллионы руководствуются этой позицией неудачников. Они, в свою очередь, утверждают, что достичь чего-то в...

Мотивация на успех в бизнесе и жизни

Для того чтобы добиться благополучия и позволить себе жить так как хочется, недостаточно иметь хорошую подготовку и отличные профессиональные навыки. Сильная мотивация на успех...

Общественные отношения и социальные взаимодействия

Социальный контакт в обществе – это основополагающее условие и неотъемлемый компонент современного социума. В процессе коммуникации и взаимодействия между индивидуумами обязательно возникают общественные отношения,...

Популярное за неделю

Флирт-знакомства: блеск и нищета кратковременных отношений

Знакомства для флирта — это одно из наиболее общих понятий, которое не подразумевает чего-то конкретного. Возможен любой вид последующих отношений, не исключается даже переход...

Деловые отношения просто необходимы для достижения поставленной цели

Деловые отношения – это общение, ориентированное на достижение конкретной цели и получение определенного результата. В каждой организации существует система взаимоотношений, которые контролируются распределением прав,...

Как флиртовать с парнем: уроки соблазнения

Многие девушки не знают, как флиртовать с парнем. И это не удивительно, ведь одно только пребывание рядом с человеком, который нравится, уже вызывает бурю...

Хроническая усталость – бич современности

Синдром хронической усталости (СХУ) как острую проблему XXI века обсуждают на различных телешоу, в сети Интернет и толстых журналах. Это заболевание, имеющее характерные симптомы...

Социальные отношения – неотъемлемая часть взаимоотношений между членами общества

Каждый день люди, находясь дома, направляясь на работу или просто прогуливаясь по улице, вступают в социальные отношения, часто сами того не подозревая. Но даже...