Домой Личность и общество Современные концепции воспитания личности в педагогике

Современные концепции воспитания личности в педагогике

В разные времена складывались своеобразные взаимоотношения между родителями и детьми, учениками и педагогами. Современные концепции воспитания – система взглядов, методов, подходов, направленных на выработку определенных навыков поведения, взаимодействия с обществом и окружающей средой. Именно их человек будет использовать во взрослой жизни. От них во многом зависит его благополучие в настоящем и будущем.современные концепции воспитания

Под современной концепцией воспитания подразумевается сразу множество компонентов:

  • задача;
  • цель;
  • содержание;
  • методы;
  • формы;
  • результат.

Все они играют главную роль, и не могут быть исключены из списка.

Современные концепции воспитания детей

процесс воспитанияВ основе концепции лежит тщательное изучение личности ученика, учителя, родителей, школьного коллектива. Проводится обязательная диагностика, по результатам которой определяется насколько сформирована личность, и в чем ее индивидуальность. Целью воспитательного процесса является всестороннее развитие.

К задачам относится следующее:

  • определение творческого потенциала;
  • ознакомление и приобщение к принятой системе ценностей;
  • формирование объективной самооценки, адекватного отношения к свободе;
  • уважение к нормам и правилам общества;
  • любовь к труду.

Идеи данной концепции воспитания личности:

  1. Личность – высшая социальная ценность.
  2. Обязательно учитываются возрастные и половые особенности ученика.
  3. Методы должны корректироваться в зависимости от требований национальных и культурных традиций народа.
  4. Процесс обучения не должен вредить, задевать чувства участников.

Используются следующие подходы: системный, дифференциальный, деятельностный, средовой.

Системно-ролевая концепция формирования личности

ролевая концепция воспитанияВоспитание рассматривается как процесс освоения ряда социальных ролей. В результате формируется личность, готовая примерить на себя любую из них.

Социальные роли ученика:

  1. Межличностные: друг, собеседник, мучитель, помощник и другие.
  2. Групповые: лидер, изгой, отщепенец.
  3. Бытовые: дочь, брат, сестра, сосед и другие.
  4. Организационные: организатор мероприятия, клиент, партнер, подчиненный.

Суть всех педагогических процессов заключается в комплексном подходе к воспитанию, объединению различных методов. Вся деятельность направлена на развитие полноценной, полезной для общества личности.

Самовоспитание

современные концепции воспитания ребенкаГлавная роль в этой концепции отводится процессу самовоспитания. Задача педагога помочь сформировать веру в себя, поддерживать в стремлении развиваться самостоятельно, и обеспечить всеми необходимыми инструментами.

Главной целью, является формирование человека со следующими характеристиками:

  • владение теоретическими знаниями о самосовершенствовании и умение применять их на практике;
  • самостоятельность, готовность взяться за любое дело;
  • творческий потенциал;
  • постоянное совершенствование себя;
  • одухотворенность.

Основная жизненная цель гармонично развитой личности – постоянное самосовершенствование.

Воспитание на основе потребностей

современные концепции воспитания по потребностямОб успехе педагогической деятельности можно судить по тому, насколько хорошо удалось учителю найти связь между потребностями ученика и планом воспитательного процесса. Базовые потребности – главный объект заботы, цель и критерий оценки эффективности работы воспитателя.

К ним относятся:

  • творческая деятельность;
  • сохранение здоровья;
  • безопасность;
  • признание, уважение;
  • самореализация;
  • удовлетворение, наслаждение.

Современные концепции воспитания базируются на принципах:

  1. Природосообразности.
  2. Целостности.
  3. Деятельностный.
  4. Эгоцентрированный.
  5. Возрастной.
  6. Принцип гуманизма.

Все перечисленные принципы применяются вместе, и ни в коем случае не исключают друг друга.

Общие закономерности

спортивное воспитание

Все подходы имеют очевидные отличия. Вместе с тем они основаны на общих закономерностях:

  • воспитание и обучение тесно связаны;
  • активности ученика напрямую влияет на эффективность воспитания;
  • результат зависит от всего комплекса мероприятий: целей, методов, форм.

Стратегия развития педагогики имеет несколько основных направлений:

  • повысить роль учителя и сформировать у нового поколения правильные жизненные установки;
  • восстановить соответствие между качеством, содержанием воспитания и потребностями личности;
  • восстановить роль государства в этом процессе.

Современные концепции воспитания в педагогике направлены в первую очередь на формирование полноценной, самодостаточной личности. Система образования постоянно совершенствуется, и стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была возможность получить знания, навыки при помощи современных технологий и методов.

Теория современного воспитания — видео

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Новые статьи:

Простая шизофрения — когда название обманчиво

Простая шизофрения является одним из разновидностей расстройств шизофренического спектра. Слово «простая» вовсе не означает, что данное заболевание протекает легче, чем любая другая шизофрения, а...

Как жить с шизофренией и контролировать себя

Шизофрения — тяжелое заболевание, печальным итогом которого может стать полная деградация личности. От человека может в буквальном смысле ничего не остаться, поэтому важно знать,...

Фебрильная шизофрения у взрослых, признаки, диагностика и способы лечения

По данным Всемирной организации здравоохранения миллионы людей в мире страдает психическими расстройствами. Фебрильная шизофрения считается одним из самых тяжелых недугов, поражающих человека. Беда в...

Латентная шизофрения: особенности болезни

Латентная шизофрения — особая форма заболевания, с характерными легкими психопатологическими расстройствами. В 1911 году ее впервые выделил швейцарский психиатр Эйген Блейлер. Он был убежден,...

Эмоциональная усталость: как справиться с недугом

Эмоциональная усталость — результат постоянных волнений и переживаний человека. Усиливается, когда переходы между ними становятся чаще. Считается, что почти все люди предрасположены к данной...

Популярное за неделю

Панический страх — его отличия от остальных, способы лечения, симптомы и причины

Страх помогает человеку выживать, но с развитием технологий, несмотря на безопасность, от паники люди не избавились, поскольку пришла аналогичная напасть, но несколько другой природы....

Страх сойти с ума: как справиться с расстройством

Страх сойти с ума очень часто преследует мнительных людей, склонных к тревожным расстройствам и паническим атакам. Они боятся потерять контроль над своим разумом. Стать...

Постоянная усталость и сонливость у мужчин: причины и дополнительные симптомы

Постоянная усталость и сонливость у мужчин причины может иметь разные: начиная с регулярного переутомления, при котором организм не успевает восстановиться, заканчивая более серьезными факторами,...

Неосознанная тревога — когда собственные мысли портят жизнь

Под тревогой обычно понимают состояние, которое сопровождается разнообразными симптомами, вроде нервозности, страхов, ощущений озабоченности и негативного ожидания от предстоящих событий. Для этого обычно всегда...

Неврозоподобная шизофрения — ее критерии и особенности

Неврозоподобная шизофрения — это подвид вялотекущей шизофрении. Ее также называют псевдоневротической или шизоневрозом. Отличается стойкими ремиссиями, которые повышают шанс на лечение данного расстройства и...