Групповая психотерапия — эффективный путь развития личности
Групповая психотерапия — вид взаимодействия терапевта и группы людей, нуждающихся в его помощи. Этот термин может применяться к любому виду психотерапии, который проводится в групповом формате, в том числе межличностной и когнитивно-поведенческой. Но чаще всего его относят к психодинамической групповой терапии. Групповой процесс в этом случае является механизмом позволяющим проводить изучение межличностных отношений и влияющим на изменение их развития.
Каких видов бывает групповая психотерапия и ее цели
Эта форма психотерапии предусматривает использование групповой психотерапии в качестве эффективного метода лечения психологических расстройств.
Она охватывает различные виды помощи:
- Группы поддержки. Люди, состоящие в них, оказывают друг другу посильное содействие, делятся действенными способами преодоления трудностей, выражают сочувствие и понимание.
- В группах психообразования терапевты проводят работу с пациентами и их близкими. Предоставляют необходимую информацию, способствуют решению проблем, связанных с серьезными психическими и физическими заболеваниями.
- Группы обучения определенным навыкам. Чаще всего социальным, а также внимательности, расслаблению, управлению гневом.
Существуют узкоспециализированные виды групповой психотерапии, относящиеся к невербальной экспрессивной терапии. Она включает в себя арт-терапию, а также музыкальную и танцевальную.
Задачей групповой психотерапии является разрешение межличностных и внутренних конфликтов людей, а также эффективная помощь в избавлении от различных комплексов и эмоционального напряжения.
Основы групповой психотерапии
И. Д. Ялом, американский экзистенциальный психиатр, в своей работе «Теория и практика групповой психотерапии» указал ряд важных для этого вида терапевтических факторов.
Они свойственны подавляющему большинству групп:
- Внушение надежды. Участники группы, находящиеся на более высоком уровне восстановления и реально демонстрирующие эффективность применяемых методов, служат примером для остальных.
- Альтруизм. Все активно помогают друг другу, повышая тем самым собственную самооценку.
- Всеобщность. Опыт преодоления проблем, обмен чувствами и ощущениями устраняют изолированность между членами группы.
- Корректирующий перепросмотр первичного семейного опыта. Участники часто неосознанно отождествляют терапевта и всю группу со своей семьей. Помощь специалиста в этом случае направлена на исключение бессознательного повторения прошлых бесполезных паттернов в настоящем времени.
- Развитие способов и методов общения. Взаимодействие в группе позволяет улучшать социальные навыки участников и их межличностное взаимодействие.
- Экзистенциальные данности. Осознание ответственности за все решения, принятые ранее, принятие их последствий.
- Подражание другим. В качестве примера обычно выбирают терапевта или более успешного члена группы. Способ, реально ускоряющий развитие социальных навыков, включает в себя процессы моделирования, наблюдения и подражания.
- Межличностное обучение. Возможность достичь в группе более высокого уровня самосознания, связана с процессами взаимодействия между участниками и получением откликов, характеризующих их поведение.
- Самоосознание. Благодаря успешному межличностному обучению, члены группы приходят к более глубокому пониманию бессознательных мотивов и многих проблем, которые влияют на их поведение.
- Катарсис. Освобождение от негативных переживаний. Достигается путем свободного выражения сопутствующих им эмоций.
Особенно актуальна эта форма психотерапии для психотических подростков. Хороший эффект также дает планомерная работа с выздоравливающими наркоманами.
Современные методы групповой психотерапии
Групповая психотерапия считается единым комплексом, в состав которого включены несколько методов — основные и вспомогательные, а также вербальные и невербальные.
Методы включают в себя:
- Групповую дискуссию. Это совместная коммуникация с целью достижения эффективного решения групповой задачи.
- Психодраму. Это использование в групповом терапевтическом процессе инструментов драматической импровизации для лучшего познания внутреннего мира участников.
- Музыкотерапию. Она может рассматриваться как подготовка пациентов к использованию других психотерапевтических методов или как помощь в лечении и воспитании людей с соматическими и психическими заболеваниями.
- Психогимнастику, которая строится на выражении эмоций мимикой и пантомимой.
- Проективный рисунок. Он дает возможность получения информации о проблемах пациентов, способствует выявлению с трудом определяемых переживаний.
В сплоченной психокоррекционной группе могут образовываться небольшие подгруппы, члены которых часто помогают друг другу в решении общих проблем.
Но на начальном этапе работы, их формирование иногда нарушает эффективность взаимодействий.