Атипичный аутизм и его особенности
Психические расстройства у детей иногда диагностируют в раннем возрасте. Распознать атипичный аутизм можно еще до поступления ребенка в школу, при появлении первых признаков. Его отличие от других форм детского аутизма заключается в том, что его определяют, как правило, еще до школы, после 3-х лет. Характеризуется возможностью отсутствия стереотипий (повторяющихся движений) и сбоев коммуникаций.
Причины атипичного аутизма
Это расстройство возникает из-за сбоев в развитии отделов головного мозга. Однако точно неизвестно, чем оно вызвано и до сих пор нет средств, серьезно улучшающих состояние. Атипичный аутизм может сопровождать глубокую умственную отсталость. Иногда встречается у лиц с тяжелыми формами расстройств рецептивной речи. Это может быть полная слуховая невосприимчивость — афазия или сниженная способность восприятия речи при сохранении физического слуха.
Человек с атипичным аутизмом наделен трудностями общения, узким кругом интересов и набором стереотипных действий.
Распространенность аутизма атипичной формы выражена в соотношении 2 случая расстройства на 10 000 населения, причем отмечается преимущественно у лиц мужского пола. Причины, вызывающие его неясны. В этиологии указывается, что присутствуют сведения о различных осложнениях во время беременности или родов.
У многих людей с атипичным аутизмом наблюдают:
- тремор;
- судорожные явления;
- неврологические симптомы.
Диагностические признаки, указывающие на атипичный аутизм
В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) атипичный аутизм кодируют с умственной отсталостью как F84.11. А вместе с атипичным детским психозом как F84.12.
Также в МКБ-10 выделяют 2 формы атипичного аутизма:
- расстройство выявляется в соответствующем возрасте, его основные признаки начинают проявляться позже 3 лет;
- при аутизме с атипичными признаками, сложности развития и отклонения наблюдаются еще до 3-х лет, но полную клиническую картину детского аутизма воссоздать не удается.
Основной целью терапии, которая подбирается только индивидуально, считается снижение проблем атипичного аутизма и улучшение отношений в семье.
Программы специального образования для детей с расстройством и поведенческая терапия помогают ребенку в раннем возрасте освоить бытовые навыки и заметно снижают симптомы.
Атипичный аутизм и поведение в социуме
Основной чертой, характеризующей атипичную форму аутизма, считается нарушение коммуникативных способностей. Выражается в устойчивом нежелании общения с окружающими или, наоборот, во множественных попытках и стремлению к контакту, заканчивающихся безуспешно, вследствие характерных психических свойств.
Атипичное аутистическое расстройство сильно влияет на уровень речевого развития. Поэтому разобрать фразы, сказанные человеком с подобным нарушением, не всегда удается даже самым близким его людям. В некоторых случаях это сделать практически невозможно. Эмоциональная сторона личности отличается отсутствием выраженных невербальных признаков. Хотя раздражительность и эмоциональные вспышки могут быть естественной реакцией на такие раздражители как громкие звуки или яркое освещение.
Утверждение, что оказываемая помощь наиболее действенна и эффективна лишь в возрасте до 3 лет не имеет научного подтверждения. Польза безглютеновой диеты, которую часто рекомендуют в качестве альтернативного лечения, также не доказана.
Терапия и поддержка людей с атипичной формой аутизма требует больших затрат. Программы помощи, финансируемые за счет грантов и пожертвований, не всегда могут учитывать индивидуальные потребности ребенка.
Ближе к совершеннолетию, родителям придется задуматься о:
- приобретении ребенком профессии;
- дальнейшем трудоустройстве;
- возможности использования навыков в социуме.