Домой Общение и влияние Педагогическое общение — его функции и сложности

Педагогическое общение — его функции и сложности

Процессом общения называют одну из форм взаимодействия между людьми. Педагогическое общение считают специфическим и многоплановым. Это профессиональное общение педагогов с учащимися, которое строится на установлении и дальнейшем развитии между ними взаимопонимания и взаимодействия. С помощью эффективных средств и современных методов обучения, происходит реализация поставленных целей, а также задач воспитания.педагогическое общение

Педагогическое общение и его основные стили

стили педагогического общенияОт стиля педагогического общения зависят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие личности учащегося. С его помощью осуществляется выбор приемов и методов для воздействия воспитательного характера, а также предъявляемых требований к поведению воспитанников.общение на уроке

Существуют следующие стили общения:

  1. Демократический. Самый эффективный из всех, отличается налаженностью контактов с учащимися. Все отношения при этом стиле общения строятся на доверии и уважении, без строгости и наказаний. Между педагогом и воспитанниками налажено дружественное взаимопонимание, благодаря которому, дети становятся более уверенными, начинают понимать положительные стороны сотрудничества.
  2. Авторитарный. Для него характерна строгость и наказания, которые применяет педагог по отношению к учащимся. Много запретов и ограничений, а также высокий процент отрицательных оценок, негативно влияют на воспитание школьников. Использование педагогами авторитарных приемов зачастую связано с желанием ускорить темпы развития учащихся и их обучения. Однако такой стиль педагогического общения отдаляет их от воспитанников, которые начинают все больше испытывать чувства неуверенности, тревоги и незащищенности.
  3. Либеральный. Такой стиль общения характеризуется безответственностью и непоследовательностью, а также отсутствием решительности у педагога. Либеральные преподаватели часто меняют требования, а их оценки и мнение порой зависят от настроения. Из-за этого уровень их авторитета может упасть, даже несмотря на то, что в общении такие педагоги доброжелательные и приветливые. А все воспитанники характеризуются ими как общительные и инициативные.

На практике эти стили в чистом виде встречаются крайне редко. Каждый педагог подбирает свои приемы, у него, как правило, индивидуальный или «смешанный» стиль общения.

Значимые функции педагогического общения

процесс обучения и воспитанияПедагогическое общение обеспечивает весь процесс обучения и воспитания, способствует интеллектуальному и психическому развитию учащихся, но при этом сохраняет особенные черты личности.

В его основе такие функции как:

  • познавательная;
  • контактная;
  • эмотивная;
  • обозначающая;
  • регулятивная;
  • фасилативная.

общение учителя с ученикамиСамой важной считается функция понимания и восприятия педагогом личности учащегося. Она выражается в познании духовного мира и индивидуальных, возрастных и психических состояний и особенностей воспитанников.

С индивидуальным общением связывают возможность познания личности, а контактная создает контакты и настрой для передачи и приема нужной информации. Эмотивная функция вызывает в учащихся необходимые эмоциональные переживания и изменения в состоянии педагога.

Любой стиль педагогического общения должен обеспечивать уважительное отношение к школьникам, ориентироваться на личное достоинство каждого человека и иметь в своей основе такие ценности как забота, доверие, терпение, вера, милосердие.

Существующие барьеры педагогического общения

барьеры педагогического общенияИногда при организации воспитательных и обучающих педагогических процессов могут возникать определенные трудности во взаимодействии между педагогом и учащимися. Их называют барьерами. Они могут являться причинами различных конфликтных ситуаций или косвенно способствовать их возникновению.

Полноценность восприятия и передачи обучающей и познавательной информации зачастую связана с наличием или отсутствием барьеров. Культура педагогического общения нацелена на исключение подобных ситуаций, так как при имеющихся барьерах обучающая информация может искажаться или вовсе не дойти до учащихся. Поэтому считается, что барьеры — это, прежде всего, препятствия для передачи знаний. Они бывают коммуникативными, связанными с непониманием говорящего, или психологическими, связанными с причинами психологического характера — негативным впечатлением, стеснительностью.

Сложности педагогического общения

педагогическое общение и его сложности

Во время педагогического общения между преподавателем и учащимися могут возникнуть определенные трудности:

  1. Информационные сложности связаны с неспособностью точно выразить свое отношение к чему-либо. Завершить мысль, уточнить или сформулировать вопросы, которые требуют развернутых или односложных ответов.
  2. Аффективные. Выражаются в неумении одобрять правильные ответы воспитанников, хвалить за активную работу на занятии. Положительно отзываться о правильно сформулированных идеях, или демонстрировать недовольство в связи с грубыми ошибками или плохим поведением.
  3. Регуляционные — неумение повышать активность учащихся.

К особенностям педагогического общения относится специфика взаимодействия между всеми участниками воспитательного или обучающего процесса. Педагог строит отношения не только с учащимися, но и их родителями, а также своими коллегами по работе.

Эффективное педагогическое общение — видео-лекция

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Новые статьи:

Простая шизофрения — когда название обманчиво

Простая шизофрения является одним из разновидностей расстройств шизофренического спектра. Слово «простая» вовсе не означает, что данное заболевание протекает легче, чем любая другая шизофрения, а...

Как жить с шизофренией и контролировать себя

Шизофрения — тяжелое заболевание, печальным итогом которого может стать полная деградация личности. От человека может в буквальном смысле ничего не остаться, поэтому важно знать,...

Фебрильная шизофрения у взрослых, признаки, диагностика и способы лечения

По данным Всемирной организации здравоохранения миллионы людей в мире страдает психическими расстройствами. Фебрильная шизофрения считается одним из самых тяжелых недугов, поражающих человека. Беда в...

Латентная шизофрения: особенности болезни

Латентная шизофрения — особая форма заболевания, с характерными легкими психопатологическими расстройствами. В 1911 году ее впервые выделил швейцарский психиатр Эйген Блейлер. Он был убежден,...

Эмоциональная усталость: как справиться с недугом

Эмоциональная усталость — результат постоянных волнений и переживаний человека. Усиливается, когда переходы между ними становятся чаще. Считается, что почти все люди предрасположены к данной...

Популярное за неделю

Панический страх — его отличия от остальных, способы лечения, симптомы и причины

Страх помогает человеку выживать, но с развитием технологий, несмотря на безопасность, от паники люди не избавились, поскольку пришла аналогичная напасть, но несколько другой природы....

Постоянная усталость и сонливость у мужчин: причины и дополнительные симптомы

Постоянная усталость и сонливость у мужчин причины может иметь разные: начиная с регулярного переутомления, при котором организм не успевает восстановиться, заканчивая более серьезными факторами,...

Страх сойти с ума: как справиться с расстройством

Страх сойти с ума очень часто преследует мнительных людей, склонных к тревожным расстройствам и паническим атакам. Они боятся потерять контроль над своим разумом. Стать...

Неосознанная тревога — когда собственные мысли портят жизнь

Под тревогой обычно понимают состояние, которое сопровождается разнообразными симптомами, вроде нервозности, страхов, ощущений озабоченности и негативного ожидания от предстоящих событий. Для этого обычно всегда...

Неврозоподобная шизофрения — ее критерии и особенности

Неврозоподобная шизофрения — это подвид вялотекущей шизофрении. Ее также называют псевдоневротической или шизоневрозом. Отличается стойкими ремиссиями, которые повышают шанс на лечение данного расстройства и...